Во Владикавказе открылась выставка «Медики Северной Осетии в Великой Отечественной войне. Пока нас помнят, мы живы». Экспонаты подготовила к экспозиции заведующая музеем Северо-Осетинской государственной медакадемии Татьяна Козуляк. О героях экспозиции – в материале «АиФ-СК».
Величие подвига
«Каждый возвращенный в строй воин - это наша победа! Это победа советской медицинской науки… Это победа воинской части, в ряды которой вернулся старый, закалённый в сражениях воин». Эти слова, опубликованные в 1941 году на страницах газеты «Правда», стали девизом советских медиков в годы Великой Отечественной войны.
Анатолий Шутов поступил в мединститут в 1941 году. Вместе с другими студентами работал на оборонительных объектах под Моздоком, потом попал в десантный батальон минёров, оттуда - в резерв Верховного главного командования, в инженерно-сапёрную штурмовую бригаду. По ускоренной программе отучился в Ленинградском военно-медицинском училище им. Щорса и в январе 1944-го в звании командира медсанвзвода вновь оказался на полях сражений. Так в составе Белорусского фронта Шутов дошёл почти до Берлина.
После войны он демобилизовался и вернулся в родной мединститут. «Лишь только теперь, читая воспоминания старших товарищей С. М. Штименко «Генеральный штаб в годы войны», Г. К. Жукова «Воспоминания и размышления», начинаешь понимать и представлять всю трагедию, пережитую нашей страной, и всё величие совершённого нами в прошедшей войне и одержанной нами Победы! Ведь гитлеровские полчища были не только извергами рода человеческого, - то были хорошо обученные, хорошо подготовленные, вооружённые до зубов войска, ставившие целью мировое господство. А в 18-20 лет всё представлялось проще и даже обыденно и воспринималось как должное», - спустя годы писал Анатолий Иванович.
Выжила под бомбами, переболела тифом
Потрясает биография жительницы Моздока Акулины Черековой. С начала войны и до 1944 года в жару и лютый холод она работала ординатором в полевом подвижном госпитале №2408. «В январе 1943 года мы приняли от медсанбата раненых в посёлке совхоза «Расховец», недалеко от города Щигры Курской области. Вокруг посёлка - сугробы, эвакуировать раненых ни машинами, ни самолётами невозможно. Во всех домах жилых и нежилых лежали раненые. Для медперсонала помещения не было. В краткие часы отдыха спали на ящиках в аптеке, на перевязки возили на лошадях, работали так больше месяца. Потом начальник госпиталя сумел добиться, чтобы раненых вывезла на лошадях конная рота под Елец. Оттуда их эвакуировали поездом в тыловые госпитали. В феврале того же года госпиталь стоял в городе Фатеж, немцы усиленно бомбили Орёл и Курск».
Началось массовое заражение тифом, не обошёл сыпняк и девушку: она слышала бомбежку, но подняться не было сил. Три взрыва, один другого ближе: сначала в соседнем доме, затем во дворе, и в третий раз - под окнами дома, где лежала Акулина. Её чудом не задело осколками. Она не только выжила под бомбёжкой, но и через некоторое время пошла на поправку.
В июле 1943-го советские войска перешли в наступление, госпиталь разместился в 1,5 км от линии фронта. Раненых стало ещё больше, отдыхали врачи не более 2-3 часов. Но самым тяжёлым стал октябрь 1943 года. Специального санитарного поезда не было. Для эвакуации в сторону города Нежин был отправлен один товарный вагон с персоналом и солдатами, лежавшими на соломенном настиле, и ещё два - с горючим и боеприпасами. Но вскоре появились немецкие самолеты, и бомбы попали в состав, поезд загорелся. Выживших было очень мало - Акулина и ещё несколько человек.
Школе, на память
Заира Тлатова была ординатором госпиталя для легкораненых в Отдельной Приморской армии и младшим врачом полка 387-й Перекопской дивизии в составе III Украинского фронта с 1944 по 1946 годы. Участвовала в освобождении Крымского полуострова, Румынии и Болгарии. Сотни раненых прошли через её заботливые руки, скольким людям она вернула надежду. Имеет награды «За боевые заслуги», «За Победу над Германией».
После войны Заира Тлатова работала в санатории им. Орджоникидзе в Кисловодске, о ней писали даже в болгарской газете. Вырезку с этой статьёй она передала владикавказской школе №5, где когда-то училась.
Откуда силы брали?
«Во время войны с огромной нагрузкой работала и станция переливания крови. За годы войны 589 доноров республики сдали свыше 4 тонн крови, которая использовалась в эвакогоспиталях Северного Кавказа и в лечебных заведениях Северной Осетии», - рассказывает Татьяна Алексеевна.
Глядя на фотографии хрупких девушек, сложно поверить, что младший лейтенант медслужбы Бабанина и санитарка Игурова стали первыми донорами из Северной Осетии и получили звание «Почётный донор СССР». За все время с 1934 года Игурова сдала 212 литров крови, 56 - за годы Великой Отечественной войны. И это в голодные, тяжёлые годы. Откуда только силы брали…
Смотрите также:
- «Не забуду, как первого фрица убил и потерял первого товарища» – ветеран ВОВ →
- Война без романтики. На Ставрополье вспоминают героев локальных конфликтов →
- «Самому «молодому» - 94». Историк о живых свидетелях войны →