Баллы заменили знания? Кого принимают вузы Кавказа и почему критикуют ЕГЭ

Кого приняли учиться в университет, станет известно в начале августа. © / Пресс-служба СКФУ

Вузы Северного Кавказа начали приёмную кампанию. Как и в прошлом году, больше бюджетных мест выделяется для будущих инженеров, IT-специалистов, педагогов и медиков. Сколько баллов нужно, чтобы поступить в университет, и почему многих не устраивает нынешняя система оценки абитуриентов с помощью ЕГЭ?

   
   

Юристов наготовили впрок

Минобрнауки России выделило вузам 590 тысяч бюджетных мест, не считая тех, что отданы новым российским регионам. Получается на две тысячи больше, чем годом ранее. Но поступить вряд ли станет легче, потому что выросло и число льготников - специальные квоты введены для участников СВО и их детей.

Приоритет отдали инженерным специальностям - почти 250 тысяч мест. Спрос на это направление подготовки со стороны работодателей растёт. По словам проректора по образовательной деятельности Северо-Кавказского федерального университета Василия Иванова, это связано с импортозамещением, санкциями и необходимостью производить большое количество видов продукции внутри страны. В то же время опытные кадры стареют, им нужна смена.

Абитуриенты же, как и прежде, рвутся в юристы и менеджеры. Об этом говорит высокий проходной балл по этим направлениям подготовки. Чтобы учиться юриспруденции в СКФУ, по данным 2022 года, нужно было иметь по трём предметам не менее 261 балла, менеджменту - 225 баллов, тогда как на строителя можно было поступить и со 162 баллами.

Между тем стране популярные у ребят специальности не очень-то нужны.

«Я видел данные, по которым мы можем вообще не выпускать студентов по целому ряду направлений, и экономика этого не заметит. Например, мы уже наготовили впрок юристов и рекламщиков», - говорит проректор.

Большая потребность, по его словам, в педагогических кадрах, но особого ажиотажа со стороны поступающих нет. На его взгляд, причина в низкой зарплате начинающих учителей. Иное дело - сфера информационных технологий.

   
   

«Резко возросла потребность в IT-специалистах, и существенно подросли их зарплаты. Абитуриенты уже на это отреагировали», - рассказал проректор.

Выбирают престиж?

В Ставропольской государственной медакадемии наивысшим спросом пользуется направление стоматологии. В прошлом году надо было набрать на ЕГЭ, олимпиадах и медалях как минимум 264 балла, чтобы учиться на дантиста. На «лечебное дело» необходимо было подавать документы, имея хотя бы 219 баллов. А вот на наименее востребованные направления «Социальная работа в сфере здравоохранения» и «Специальная психология» хватало и 144 баллов.

В Северо-Осетинском госуниверситете самые высокие минимальные проходные баллы - на направлении «Юриспруденция», 252 балла. На втором месте - «Теория и практика межкультурной коммуникации», где готовят лингвистов, - 237 баллов. Самые низкие показатели - при поступлении на профиль «Физика конденсированного состояния» (120 баллов).

В Чеченском государственном университете самое популярное направление - подготовка преподавателей иностранных языков. Проще всего поступить на «Картографию и геоинформатику» - конкурс начинается от 117 баллов.

В Ингушском госуниверситете самые высокие баллы - на направлении «Государственное и муниципальное управление» - 273 балла. Это не удивительно, учитывая недавнее исследование РИА «Рейтинг», по которому оказалось, что самые высокие зарплаты в столицах СКФО получают госслужащие, соответственно, работа в органах власти считается самой престижной. Меньше всего абитуриенты в республике хотят учиться на преподавателей русского языка, минимум для поступления - 132 балла.

Без репетиторов никак

Преподавателей вузов огорчает, что даже с проходными баллами дети приходят учиться неподготовленными.

«Недавно президент России заявил, что надо вернуться к нормальному образованию. Появился законопроект об отмене ЕГЭ. Учителя выступают против. Они говорят, что сейчас ребёнок может подать заявление сразу в пять вузов, легко поступить из маленького посёлка в Москву. Но мы-то видим, какие жертвы тестов к нам приходят, - сетует преподаватель факультета ветеринарии одного из аграрных вузов СКФО, попросивший не называть его имя. - Они не умеют говорить. Запомнили правильный ответ, а суть не понимают. Читают по слогам.

Про некоторые республики и вовсе говорить нечего. Абитуриенты с 200 баллами заявление без ошибок в приёмной комиссии написать не могут. И я знаю от родственников, как это делается. На время ЕГЭ во всём населённом пункте отключают свет, чтобы камеры не работали».

Систему натаскивания в школе по предметам, которые понадобятся при поступлении в вуз, преподаватель университета считает порочной. Получается, что, кроме стандартного набора «биология, русский математика», будущие ветеринары, начиная с 10 класса, фактически ничего не учат. А как без химии они будут лечить животных, понимать состав медицинских препаратов?

Школы, по его словам, зачастую бесплатно дают знания только на минимальный балл. Если ребёнок решил поступать куда-то, родителям приходится нанимать репетиторов, обычно из тех же учителей, только за большие деньги. Иначе вряд ли поступишь. Особенно низкие знания у сельских неусидчивых мальчишек.

«Вот мы сейчас выпускаем ветеринаров - на 100 человек только 12 парней. Остальные - девочки, которые пойдут в большинстве своём или в декрет, или лечить собачек и кошечек, а не коров на молочных фермах, - говорит преподаватель. - Потому что при поступлении сельские мальчики отсеялись, не набрав проходные 154 балла. А потом у нас дефицит кадров в аграрной отрасли».

Мнение эксперта

Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков:

«Не надо бояться, что с отменой ЕГЭ вернётся коррупционная система. Коррупция и не исчезала, просто была на другом уровне.

Считаю, что нужно возвращать массовую подготовку по программам среднего профессионального образования. Ориентация на высшее для всех не оправдала себя. Был даже такой лозунг в 1990-е годы: «Каждому выпускнику школы - высшее образование». Это был совершенно неверный посыл. Мировая практика показывает, что сначала надо выпускнику девятого класса дать специальность, а потом он должен определиться, нужно ли ему получать высшее и востребована ли на рынке выбранная им специальность, на какую карьеру он может рассчитывать.

Мы остро нуждаемся в педагогических кадрах, потому что из сферы среднего образования произошёл огромный отток учителей. Нужны медицинские работники, так как строятся новые учреждения, например перинатальные центры. Не хватает инженеров, особенно в таких направлениях, как металлургия, литейная промышленность».