Примерное время чтения: 7 минут
293

Абитуриентам сузили выбор. Как поступить в ставропольские вузы в 2023 году?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43. АиФ-СК 26/10/2022 Сюжет Куда пойти работать?
Нововведения пойдут на пользу абитуриентам.
Нововведения пойдут на пользу абитуриентам. Пресс-служба СКФУ

Минобрнауки опять изменило порядок приёма в вузы. Нововведения вступят в силу 1 марта 2023 года.Они призваны упростить приёмную кампанию и сделать её прозрачнее для абитуриентов. Получится ли? И так ли нужны эти изменения педагогам и будущим студентам, - в материале stav.aif.ru.

«Куда-нибудь да пройду»

По новым правилам абитуриент вправе подать два заявления, в том числе на обучение за счёт бюджета и на платной основе. Количество специальностей и направлений подготовки уменьшено с десяти до пяти. Это должно сконцентрировать потенциальных студентов на одной области образования, более чётко определить сферу будущей работы и сосредоточиться на ней.

Установлены единые сроки приёма на бюджетные места по всем формам обучения. Раньше каждый вуз самостоятельно определял временные рамки подачи заявлений на заочное отделение. Теперь приём документов для поступающих в вузы по результатам ЕГЭ завершается с 20 по 25 июля, дополнительный - 29 августа.

Ещё одно изменение касается знака ГТО. Его наличие должно быть подтверждено на сайтах Минспорта России или Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО. Либо можно представить копию приказа уполномоченного ведомства о награждении.

«В нашей семье дошло до скандала, когда встал вопрос о поступлении в вуз. Мама хотела, чтобы я пошла в педагогический, но папа был категорически против из-за того, что учителя мало получают. Сам он предлагал, чтобы я выбрала какой-нибудь «серьёзный гуманитарный вуз», к примеру юридический. Тут и крылась главная проблема - по русскому и литературе я не блистала, «переваливалась» с тройки на четвёрку. В сложных науках ещё хуже, так что технические специальности мы даже не рассматривали, - рассказывает Ирина из Ставрополя, попросившая не называть её фамилию. - Ознакомились с требованиями на юрфак. Попутно, по настоянию мамы, «заглянули» на журфак и в пединститут. Я сразу поняла, что на юридический не поступлю, поскольку требовалось сдать обществознание, которое терпеть не могла. Что касается журфака и пединститута, то везде требовались высокие баллы ЕГЭ по русскому и литературе. Вообще, как мы узнали, по любому гуманитарному направлению эти два предмета ключевые. И ещё нередко нужен иностранный язык».

Поняв, что выбирать особо не из чего, а платное обучение не по карману, Ирина ударными темпами стала навёрстывать упущенное в школе по русскому и литературе и ЕГЭ сдала с баллом выше среднего.

«На юрфаке я ожидаемо «срезалась» на обществознании, на журфак также не поступила, а вот в педагогический институт неожиданно для себя прошла. Сейчас учусь. Но, если честно, преподавателем в школе пока себя не представляю. Когда закончу, скорее всего, буду подыскивать другую работу», - поделилась Ирина.

Она считает, что по новым правилам могла бы вообще «промахнуться» с вузами и никуда не попасть. «Но, возможно, знай я, что выбор небогатый, больше внимания уделила бы действительно нужным предметам заранее», - добавляет Ирина.

«Хочу быть экзоскелетологом»

Большинство преподавателей и руководителей учебных заведений положительно восприняли новшества Минобрнауки. Проректор по образовательной деятельности Северо-Кавказского федерального университета Василий Иванов считает, что новые правила поступления на количестве абитуриентов не отразятся. «Профориентация никак от правил приёма не зависит. Если говорить о качестве потенциальных студентов, мы надеемся, что нововведения пойдут на пользу абитуриентам, и мы сможем отобрать более подготовленных кандидатов», - отметил он.

Ещё один положительный момент в нововведениях Минобрнауки, по словам Василия Иванова, - уменьшение числа направлений подготовки. Опыт СКФУ показывает, что абитуриент выбирает в среднем до четырёх направлений.

«Я не могу представить поступающего, который заявился на все десять - насколько же человек не понимает, кем он хочет стать? Да, рост числа смежных направлений и разделение на образовательные программы усложнили выбор абитуриента. Но хороший пример - экзоскелетология. Человек хочет заниматься этим, но именно такого направления подготовки нет. Однако есть робототехника, материаловедение, IT-технологии. Закончив что-то из них, вполне реально оказаться в числе разработчиков экзоскелета. Поэтому ограничение направлений до пяти - это осмысленный, логичный шаг», - сказал проректор.

Снижают планку?

Каждое учебное заведение задолго до начала приёма заявлений на поступление определяет количество мест на факультетах. В первую очередь учитываются потребности края и страны в тех или иных специалистах.

«В 2022 году по сравнению с предыдущим в Ставропольском аграрном институте больше бюджетных мест выделили на такие направления, как землеустройство и кадастры, информационные системы и технологии, сервис, туризм и гостиничное дело. Именно  там специалисты сегодня наиболее востребованы. Но у абитуриентов наибольшим спросом пользовались агрономия, менеджмент, ветеринария», - отметил ответственный секретарь приёмной комиссии Ставропольского государственного аграрного университета (СГАУ) Сергей Тунин.

По словам Василия Иванова, в их вузе картина аналогичная. «Исходя из ситуации, в которой наше государство сейчас находится, наиболее востребованы инженерные направления подготовки, поскольку необходимо начинать масштабное производство оборудования и техники. Это видно по выделению контрольных цифр приёма. На экономике или юриспруденции они ниже. Но со стороны поступающих пока ещё больше востребованы именно гуманитарные направления, - подчеркнул он. - Единственное исключение - IT-технологии. Это подтверждают и запросы работодателей. Ему ежегодно выделяют всё больше мест, и количество абитуриентов растёт. На профильных ресурсах очень много вакансий для IT-специалистов».

Нередко чтобы набрать студентов на малопривлекательные для молодёжи специальности, министерства «спускают» вузам сниженные проходные баллы по предметам. Как пояснил Сергей Тунин, минимальный балл результатов ЕГЭ по каждому предмету устанавливается ежегодно профильным министерством. К примеру, Минсельхоз РФ утвердил «нижнюю  планку» по иностранному языку и математике ниже определённых Минобрнауки России, что позволяет привлекать больше абитуриентов.


Мнение эксперта

Профессор кафедры международного права, правосудия и правоохранительной деятельности Пятигорского государственного университета Фёдор Валяровский:

«Я  убеждённый противник не только ЕГЭ, но и многих нововведений, происходивших в последние годы. Большинство заимствований из болонской системы образования не только не нужны, но и вредны. В первую очередь я говорю о широком распространении тестов. Из личного опыта могу сказать, что в любой группе студентов есть хорошие ученики, отличники и те, кто ничего не делает. Парадоксально, но 30% тех, кто не занимался в течение семестра, и про которых я уверенно могу сказать, что они ничего не знают, проходят тестовые проверки на четвёрку. То есть любой тест - это теория вероятности. Повезло тебе обвести кружочком нужный ответ, даже не понимая, о чём идёт речь, ты сдал. Тесты можно решать совершенно бездумно. Три варианта ответа означают 33% процента выбора верного».

Между тем
В числе последних нововведений набирает популярность суперсервис «Поступление в вуз онлайн», существующий с 2021 года. Тогда через него можно было подать документы в более чем 500 вузов. В этом году список учебных заведений расширился до 800. В Минобрнауки ожидают, что цифровой способ взаимодействия с приёмными комиссиями станет доминирующим. Возможности онлайн-ресурса также значительно уменьшат документооборот, поскольку многие сведения подтверждаются на портале Госуслуг. Хотя абитуриенты по-прежнему могут прийти в вузы лично или отправить документы по почте.

Комментарий

Преподаватель лицея №35 Ставрополя Нина Матвеева:

«Моё мнение, как и большинства коллег, с которыми я общаюсь, - новые кадры подготовлены неплохо. В нашем лицее очень много молодых специалистов, в рабочий процесс они влились легко. Помог класс, за учениками которого закрепили всех начинающих педагогов как тьюторов, проводящих дополнительные занятия с ребятами. В нём девять учеников, и каждый педагог-тьютор отвечает за одного.

Ещё у нас практикуется наставничество. Каждый молодой специалист находится под патронатом более опытного педагога, помогающего с планированием занятий и подготовкой к ним, который также присутствует на уроках. Работа с молодыми специалистами курируется директором школы лично.

Кстати, с новенькой учительницей, которая у нас с прошлого года ведёт русский язык, я работала в летнем лагере. Девушка хорошо знает предмет, легко общается с детьми. К сожалению, со слов самих молодых учителей, очень многие с их курсов, получив диплом, пошли работать не по профессии. Всё дело в низких зарплатах. Ставка учителя высшей категории - 10,5 тыс. рублей, плюс доплата из краевого бюджета в районе трех тысяч рублей».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах