Полпред в погонах. Северо-Кавказский федеральный округ возглавил военный

 «Главным по Кавказу» назначен Сергей Меликов (на фото), до последнего времени командующий объединенной группировкой внутренних войск МВД России в регионе.

   
   

Справка АиФ-СК
Сергей Алимович Меликов родился в Подмосковье в 1962 году, кадровый офицер, генерал­лейтенант. Служил в разведотделе ЮВО, занимал командные должности в одной из частей, дислоцированных в Новочеркасске, затем – во 2­-м полку Отдельной дивизии оперативного назначения (ОДОН) ВВ МВД России, в 2008-­м был назначен её командиром. С 2011-­го ­ командующий объединенной группировкой войск по проведению контртеррористических операций на территории Северо-­Кавказского региона.

Кроме того, создано Министерство по делам Северного Кавказа, третье по счёту ведомство, призванное целенаправленно заниматься отдельными территориями. Его возглавил руководивший ранее Красноярским краем Лев Кузнецов, которого считают «человеком Хлопонина».

Кто у руля?

– По сути, президент применяет опыт Российской империи по управлению ключевыми территориями страны, – считает Игорь Романов, советник директора Российского института стратегических исследований, доктор социологических наук. – От боевого генерала Сергея Меликова следует ожидать реальных действий, направленных на обеспечение безопасности и защиту национальных интересов России. Министерству же по развитию Северного Кавказа, видимо, будет отведена второстепенная роль. Стратегическая позиция, на мой взгляд, – за полпредом. А новая структура, скорее всего, будет заниматься экономическим регулированием.

Но оно-то и является ключевым, считают другие эксперты. И именно Хлопонин через министра Кузнецова будет «рулить» экономикой Северного Кавказа. Есть министерство – есть финансы, у полпредства же набор рычагов невелик, как и зоны ответственности.

Плюсы-минусы

Александр Хлопонин возглавлял СКФО четыре года. Плюсы и минусы его работы обсуждать будут ещё долго.

   
   

– В аппарате полпреда появились целевые советы – по развитию самоуправления, по вопросам миграции, вынужденных переселенцев и беженцев, антикоррупционный совет. В них активно участвуют эксперты, представители гражданского общества. Это несомненный плюс, – говорит Майя Аствацатурова, доктор политических наук, профессор, эксперт Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. – При Хлопонине обновился высший управленческий корпус, в том числе и в силовых структурах. Развивается система взаимных представительств субъектов округа. Активизировались традиционные конфессиональные институты. Образован Северо-Кавказский федеральный университет. В числе плюсов можно также назвать молодёжный лагерь «Машук», который стал стартовой площадкой для талантливой молодёжи. Вместе с тем не удалось снять острейшую проблему безопасности, продолжаются теракты, вылазки НВФ, распространяются идеи религиозного и национально-религиозного экстремизма, ряды террористов молодеют. Не устранены причины межэтнических конфликтов. Должного управленческого внимания не уделяется проблеме русского и нетитульного населения. В общественном мнении бытуют сомнения в жизнеспособности округа и в его дальнейших перспективах.

Смотрите также: