Любовь под звуки виолончели. Маэстро из Австрии нашёл судьбу на Ставрополье

Виктор Милосердов / Из личного архива

Гражданином Австрии виолончелист Виктор Милосердов стал ещё в 1990-е годы, но в Россию наведывается часто. На 73-м году жизни в Ставропольском крае он повстречал человека, чья душа оказалась созвучна его душе - Нина Иванова готова по восемь часов в день слушать, как репетирует маэстро. Подробности невероятной истории - в материале stav.aif.ru.

   
   

Из СССР - на свободу?

В Австрию солист «Москонцерта» Виктор Милосердов уехал в 1988 году. Женился на австрийской студентке, которая совершенствовала русский язык в московском институте, и воспользовался возможностью попасть туда, где, как считалось, была свобода творчества, в отличие от СССР.

Виолончелист выступал там с концертами, преподавал. Подкрепил диплом Ленинградской консерватории, окончив ещё и Венскую. Заслужил почётное звание «профессор», что позволило оформить двойное, российско-австрийское, гражданство.

«Мне жаловаться нельзя, наверное: катаюсь на Chevrolet, живу в доме с сауной и бассейном, приезжаю в Россию, когда захочу. Но я на себе испытал, что такое свобода в Европе, - говорит он. – Красиво всё только снаружи».

Московская школа музыки, по словам Виктора Милосердова, сильнее австрийской. Фото: Из личного архива/ Виктор Милосердов

С ностальгией Виктор Милосердов вспоминает времена, когда работал в «Москонцерт».

Ставка была небольшая - 14 рублей, но Виктор часто играл на оплачиваемых концертах в парках и на предприятиях, получал гастрольные надбавки и зарабатывал не хуже экскаваторщика на Севере - до 500 рублей в месяц. При этом жил почти на всём готовом: жильё и дорога во время туров по стране оплачивались из бюджета.

Пробиться на сцену в Австрии оказалось сложнее. Организаторы, по его словам, честно объясняли: для успеха советскому эмигранту нужно быть немного евреем.

   
   

Тем не менее Виктора Милосердова, хотя он был чисто русским, да ещё и не поливал грязью СССР, тоже заметили.

«Я старался заинтересовать зрителя, не только играя, но и разговаривая, - говорит музыкант. - Старался связать музыку с социальными, политическими явлениями».

Развенчивал и Ленина, и Горбачёва

Милосердов интересовался политикой с юности. В консерватории внимательно слушал лекции по истории КПСС и политэкономии. А в Австрии вступил в близкую ему по духу Социалистическую партию, ходил на заседания и демонстрации.

Произошедшие в России в начале 1990-х годов перемены ему нравились. Однажды он попал на презентацию первой книги австрийской писательницы, журналиста Элизабет Хериш, которая вдохновила его на написание статей о русской революции для российских газет. Их печатали в «Аргументах и фактах», «Литературных новостях» и других газетах.

«Хереш опубликовала копии документов немецкого архива, где прописано, когда и сколько денег получил Владимир Ленин, кто такой немецкий бизнесмен социал-демократ Парвус, которому кайзер Германии заказал русскую революцию. Она выпустила уже более 10 книг на эту тему, но в России, на симпозиуме, посвящённом столетию русской революции, ей выделили всего лишь 10 минут, тогда как министр культуры Владимир Мединский очень долго рассказывал, как недовольны жизнью были народные массы», - припомнил музыкант.

Подлинность части документов о купленной революции не раз подвергалась сомнению историками, но Элизабет, а вслед за ней и Виктор, уверены, что всё так и было.

Альтернативный взгляд на революцию не мешает ему оставаться социалистом и осуждать либеральный курс Европы и части российского общества.

К последнему президенту СССР Михаилу Горбачёву он относился критически, однако все попытки сказать об этом в интервью западным журналистам были обречены на провал: европейцы считали Горбачёва героем.

«С тех пор как развалили Советской Союз, в Австрии стали быстро сворачивать социальные обязательства государства, - сожалеет музыкант. - Когда я только приехал, такого понятия, как платное образование, там вообще не было, а теперь - в порядке вещей.

Ещё больше социальных прав урезали, с тех пор как Австрия вступила в Евросоюз. Подняли пенсионный возраст, стали меньше гарантии бесплатной медицинской помощи. А главное, что для меня неприемлемо, это политика, в результате которой появляется всё больше безработных и бездомных. Министр образования прямо говорит, что те, кто поступает учиться на гуманитарные профессии, получают образование лишь для общего развития. Конкурс при приёме педагогов в музыкальной школе - 100 человек на место».

Виктор Милосердов признаёт, что такие же перекосы есть и в современной России, например при подготовке юристов и экономистов, но надеется, что вскоре изменится политика многих государств.

Ему близки социально-христианские воззрения Фёдора Достоевского, и он гордится тем, что в прошлом году Союз писателей России наградил его орденом Достоевского I степени.

Единственное, чего ему не хватает, чтобы решиться на окончательный переезд в Россию, - это концерты, которые дали бы ему возможность зарабатывать любимым делом. Пенсию за годы работы на родине ему насчитали чисто символическую.

Новый год в ватсапе

Брак русского виолончелиста и австрийской переводчицы с русского языка продлился больше 20 лет, но в 2010 году пара распалась. По словам Виктора Милосердова, тенденция жить поодиночке в Австрии наметилась давно.

«Моя бывшая жена больше десяти лет живёт одна и радуется. Я тоже был один, но не радовался. Мне нужен близкий человек», - говорит он.

В прошлом году одна из пианисток, аккомпанировавших ему в России, Татьяна Прощайло, зазвала его в родной Солнечнодольск. Они выступили в музыкальной школе, и после концерта Виктор познакомился с учительницей Татьяны - Ниной Ивановой.

Целый год Виктор и Нина общались по Интернету, прежде чем он впервые обнял её. Фото: Из личного архива/ Виктор Милосердов

Уроженка Баку, выпускница музыкального училища в Степанакерте по классу фортепиано, Нина Ивановна вышла замуж за жителя Кубани, потом переехала на Ставрополье и 15 лет работала сначала учителем, потом директором музыкальной школы. В 1990-е учреждение закрылось, она уехала в Нижневартовск и работала там педагогом музыкальной школы. Параллельно получила образование психолога. Кроме того, писала лекции по мировой художественной культуре для старшеклассников.

Выйдя на пенсию, занялась репетиторством и стала чаше навещать Солнечнодольск, где её ждала столь неожиданная встреча с австрийским музыкантом.

После концерта они стали созваниваться едва ли не каждый день. А Новый, 2022 год встречали вдвоём, общаясь по видеосвязи в Ватсапе. Рассказывали друг другу о себе и своих взглядах на жизнь. Оказалось, что Виктор увлекается йогой, и ближе всего ему - восточная философия.

Выросшая на симбиозе русской культуры с азербайджанской, восточной, Нина его понимает с полуслова. Он присылал ей свои музыкальные записи, она ему - стихи Омара Хайяма, Джалаладдина Руми, Низами Гянджеви, Алишера Навои.

Встретились снова они только 14 мая, когда Нина прилетела в Москву, чтобы помочь Виктору, который готовил новую концертную программу, с бытовым обустройством.

«Я обнял Ниночку впервые, но у нас уже были особые любовные отношения - это и есть что-то особенное, чем мы сейчас наслаждаемся», - делится музыкант.