Всегда и везде ребята тянутся к прекрасному. В школах, секциях, кружках их учат создавать его собственными руками – в частности, рисовать.
Где царит «синий ветер»
Искусствовед, член Союза художников России, заслуженный деятель искусств РСО-Алании Зара Газданова 6 лет назад приняла участие в создании при Национальной научной библиотеке во Владикавказе Студии изобразительного искусства «Синий ветер», которая позже выросла в масштабное творческое объединение, где рисуют от мала до велика, читают и пишут стихи.
«У детей свое представление о цвете, они фантазёры – видят, чувствуют и выплёскивают на бумагу свои эмоции, то, что созрело внутри. Они отражают в своих рисунках и реальный мир, и придуманный. Феи и герои эпоса, родители, друзья, любимая кошка и уличный пёс – всё попадает в их творения. Как-то ребят привлекли к Пасхальной выставке – они и Христа видят и понимают по-своему. Наши дети рисуют не «в стол», в библиотеке есть свой Выставочный зал, где маленькие творцы экспонируют свои работы. Главное, они развивают своё воображение, обогащают внутренний мир, общаются, имеют возможность трансформировать в картины то, что их тревожит, радует, печалит. Это не остаётся скомканным внутри, самореализация помогает узнавать мир и познавать в нём себя, в масштабах родного города, республики, большой страны».
Педагоги учат ребят мыслить, искать свой стиль, свою дорогу. Кого-то она приведёт на кафедру изобразительного искусства Северо-Осетинского госуниверситета.
– Изучение истории и культуры народа оказывает огромное влияние на развитие подрастающего поколения, – говорит академик Российской академии художеств, народный художник России Шалва Бедоев. – Я задаю студентам тематику по композиции, связанную, к примеру, со скифским или аланским историческим периодом. Это приводит к размышлениям о своём народе, далёких предках, о том, какой путь мы прошли из глубины веков.
Меняются на глазах
Хава МАХМУДОВА, учитель рисования средней школы села Пролетарского Грозненского района Чеченской Республики:
– Искусство помогает пробуждать в детях доброту, сводит на нет негативные эмоции. После войны это было особенно заметно. Ребята были замкнутыми, агрессивными, настороженными. Эти проблемы лежали на поверхности. Я учила их рисовать, знакомила с работами известных художников. И дети менялись на глазах, становились спокойнее, умиротворённее.
Как-то удалось нам выехать в Москву по приглашению одного из творческих центров. Много полезного почерпнули. Но главными были даже не мастер-классы и занятия. Гораздо более ценным для наших ребят стало живое общение со сверстниками, так же, как они, увлечёнными изобразительным искусством, но с другой культурой, традициями. Долго потом переписывались, дружили.
На свои уроки я стараюсь приглашать хорошо известных у нас в республике художников. Среди гостей уже побывали Рамзан Ижаев, Али Сапаров, Абу Пашаев.
Очень сильное впечатление на детей произвела встреча со знаменитым Аманди Асухановым. Он живёт в Грозном, но много путешествовал по стране. На его картинах можно увидеть всю Россию. Школьники с удовольствием их изучают. Где-то находят что-то общее с родными пейзажами, а какие-то ландшафты в первый раз видят именно на холстах Асуханова, стремятся побольше узнать об этих удивительных для них местах.
Я стараюсь использовать каждую возможность для творческого роста моих воспитанников, расширения их кругозора. С нетерпением ждём новые выставки, стараемся не пропускать. На днях знакомились с экспозицией абстрактной живописи, подготовленной двумя чеченскими художницами, что очень необычно для нашей республики.
С сельскими ребятишками работаю уже девять лет. В последние годы веду ещё и художественную студию в средней школе №8 Грозного. И могу точно сказать: сила искусства так велика, что позитивно действует на всех детей, независимо от возраста и социального статуса, меняет их к лучшему, помогает понимать людей другой культуры.
С эпосом и былиной
– Художественная школа у нас классическая, – рассказывает педагог, заслуженный работник культуры КЧР Кулина Данашева (г. Карачаевск).– Детки обучаются разных национальностей. У каждого народа свои предания, сказки. И на уроках мы обращаемся к устному народному творчеству. Начинаем изучать былины – дети вспоминают о том, что слышали дома о своих народных сказаниях, о героях, подвигах, приключениях. Ребятам это очень нравится, они уже на пути познания истории и искусства народа. Так зарождается интерес к культуре своей страны и культурам мира, стремление изучать их дальше.
Детвора знакомится и со скандинавскими сагами, и с родным кавказским нартским эпосом. В обсуждение включаются с удовольствием – сравнивают сюжеты, находят совпадения, сходства и различия. Приобщиться к фольклорным традициям помогает и прикладное творчество – в детской художественной школе успешно работает отделение декоративно-прикладного искусства, где изучают традиционные ремёсла – плетение из соломки, войлок, золотое шитьё, резьбу по дереву.
– Знакомство с местной культурой помогает воспитывать любовь к родному краю, узнавать его с разных сторон. На это направлены и наши занятия на пленэре, мы часто выезжаем и рисуем уголки нашего зелёного уютного Карачаевска, уникальные места в Теберде, Домбае, Архызе. Мы рисуем наши старые сосны на восходе и на закате, наши величественные горы в летний зной и в осеннем золотом убранстве. И так, шаг за шагом дети влюбляются в природу родного края, постепенно начиная осознавать, что родной пейзаж – часть огромной картины страны и мира, – говорит Данашева.
Сегодня к знаковому для всего Кавказа нартскому эпосу добавится изучение украинских сказок – среди учеников Кулины Керамовны дети из семей, бежавших от войны с Донбасса. «Мы и прежде, изучая русские былины, обязательно погружались в славянский мир, это неотъемлемо, но теперь украинской культуре будет намного больше внимания».
Смотрите также:
- Умницы и красавицы. Женщины Северного Кавказа способны на многое →
- Яблони из Мекки. В КБР воссоздают этнографический комплекс →
- Олег Калайтанов: «Наше «оружие» – кисти и палитры» →