Зной Барселоны, дух музыкальной корриды, смесь испанских ритмов – зритель плещет восторгом, вторит новым мелодиям, где сошлись рок и панк, румба и сальса, регги и хип-хоп, Европа и Латинская Америка. Муйайо Риф (Muyayo Rif) не «порвали зал», рвались вместе – душой и музыкой. Позже скажут – такого зрителя не встречали нигде – энергетика невероятная: они заряжали нас, мы – их: «У нас в Барселоне такое же смешение народов, языков, стилей, потому нам здесь нравится».
На сцене В – Дживан Гаспарян и его команда погружают в тайное действо под старинный дудук, на сцене С – витает дух тувинских шаманов из Хуун Хуур Ту: горловое пение завораживает. Назавтра здесь совсем иной расклад – заводит мордовское многоголосье Оуmе и старорусский «орнамент» - Сергей Старостин и его «Жили-были».
Пелагея и Инна Желанная звучно огласят Машук русской песней, «Вопли Видоплясова» зажгут с украинским задором. А ещё – сцена А, где Нино Катамадзе вкрадчиво поёт на грузинском, музыкальный фантазёр Шантель чудит с Буковинским оркестром в собственном жанре… Кулинарные секреты от музыкантов, многочисленные площадки кафешек, палатки сувениров. И все континенты – на десятках языков дарят своё искусство России. Это WOMAD – мировой фестиваль музыки, искусств и танца.
Звуки под дождём
– Снежные горы Северного Кавказа совсем не такие холодные, как кажется, - улыбается Альбина Дегтярёва, руководитель якутского «Айархаана», - приём очень тёплый, мы на этом фестивале не в первый раз выступаем, здесь, на кавказской земле нам по душе.
В первый день, 21 сентября, погода поглумилась частично - дождь зарядил под вечер, весь же следующий – поливал Машук то рябью, то в полную силу. Ведущие сочувствовали танцорам легендарной «Лезгинки» из Дагестана – на мокрой сцене в кожаных сапогах! Тут не убиться бы, а они такие коленца выкидывают - джигиты, одно слово. На высоте под занавешенное зонтиками зрительское «Вот это да!» дагестанские канатоходцы творят чудеса – то с кинжалами на ступнях, то вслепую, то с девушкой на плечах легко и с улыбкой пробегая по тонкому тросу. А когда парнишка из уникальной студии «Пехлевана» крутит на канате «солнышко» - зонтики просто заходятся от неожиданности и восторга в едином крике.
Чаша кунака
В Деревне ремёсел – своя неторопливая жизнь. Десятки возможностей прикоснуться своими руками к народным промыслам. Детвора увлечённо лепит черепаху и львёнка – персонажей старого доброго мультика. «Нравится?» - «Да!» - хор эмоций. 10-летняя Даша Шпак из Будённовска создаёт свой первый шедевр – помогают тёплая податливая глина и внимательный наставник. Башир Бытдаев из Карачаево-Черкесии показывает и рассказывает – и вот уже несколько глиняных черепах обретают в детских руках свою индивидуальную улыбку. «Такие занятия развивают мелкую моторику, каждый пальчик занят в процессе, а ещё все органы восприятия», – поясняет мастер. Он сам о фестивале говорит с восторгом, как и его маленькие ученики: сколько нового услышано и увидено!
– Какие работы привезли из Кабардино-Балкарии – мастерство невероятное, рог из кости так ювелирно выточен, даже не верится, что руки человека сотворили такое! А изделия из камня – просто фантастика! Этим валунам тысячи лет, а мастера дали им новую жизнь, - восхищается Бытдаев.
Резчики по дереву открывают свои секреты – грациозные лани и витиеватые подносы в палатке чеченских мастеров останавливают взгляд. Народный художник Нурлан Усманов достаёт свой «золотой» инструмент – чуть-чуть поправить ученика и вот он – новый предмет большой многонациональной коллекции.
В сказочной палатке артели «Русичи» вместе создают уникальную Чашу кунака.
– Такой ещё не было, - рассказывает резчик по дереву Игорь Федюк из Ставропольского края. – За 2 дня фестиваля к творчеству «приложились» человек 300, подходят, пробуют, оставляют свой след в объединяющей Чаше. – Где она будет экспонироваться? Не знаю. Может, на Сотбис попадёт, – шутит мастер.
Орнамент сложится из разных стилистик, ручки – резные головы горных туров, но главное – содержание: вместе мы – сила. Дарья Маркина – одна из тех 300, кто вкладывает своё участие в общее дело, следуя наставлениям мастера – не спешить, в первую очередь, почувствовать дерево, энергетика у него потрясающая.
Такой была вся атмосфера фестиваля – несмываемая дождём. Забывалось и то, что брать автобусы, везущие на фестиваль и обратно, приходилось штурмом. А обещанный для журналистов транспорт за 2 дня увидеть так и не удалось...
В минусах и электронная покупка билетов – оплата по сети не проходила, иногородние решили не рисковать и отказались от затеи посетить фестиваль. Купленные же в Евросети билеты, к примеру, никак не фиксировались: забыл или потерял билет – не восстановишь. Выкладывай 500 р. снова. И это в век информтехнологий. Сами же билеты спустя пару часов после открытия фестиваля подорожали на 100 рублей – на один день 400 рублей, на два – 600.