Мотосезон на Ставрополье начался со смертельных аварий. Кто провоцирует ДТП и часто ли виноваты водители байков? Можно ли привить культуру поведения на дорогах и как неофитам правильно начать путь с «железным конём», разбирался «АиФ-СК».
Всё равно не обогнать
За первые три месяца 2023 года на Ставрополье произошло 10 ДТП с участием мотоциклистов, в которых один человек погиб, 12 получили травмы, из них четверо - несовершеннолетних. За апрель статистики ещё нет, но копилка смертельных аварий уже пополнилась. На проспекте Кулакова в Ставрополе водитель автомобиля иномарки, поворачивая налево, не предоставил преимущество в движении и столкнулся с мотоциклом, ехавшим в том же направлении.
От полученных травм на месте погиб 35-летний мотоциклист, а его 32-летняя супруга попала в реанимацию с тяжёлыми травмами. За рулём машины находился 62-летний местный житель, который за последние пару лет 14 раз привлекался к административной ответственности.
Владельцы «железных коней» не видят в ситуации ничего удивительного.
«Водители машин часто проявляют неуважение к мотоциклистам: не уступают дорогу, подрезают и даже пытаются обгонять. А ведь многие мотоциклы всё равно быстрее машин», - считает мотоциклист с 20-летним стажем Евгений Камышанов.
По его мнению, ролики с предупреждениями о том, что на дорогу массово выезжает двухколёсный транспорт, каждую весну транслируют не зря: может, кого-то из автомобилистов это заставит быть внимательнее.
«Я сам много времени провожу за рулём машины, но всегда стараюсь учитывать интересы и мотоциклистов. И наоборот, будучи на «железном коне», не лихачу и не мешаю автомобилям», - делится Евгений.
Экипировка - не панацея
Впрочем, владельцы байков тоже далеко не всегда образец для подражания. Например, в станице Рождественской 37-летний мужчина на мотоцикле не справился с управлением и съехал в дорожный отбойник, от полученных травм он умер в больнице. Оказалось, что необходимой категории «А» в водительском удостоверении у пострадавшего не было, мотоцикл он купил накануне ДТП, собирался пойти в автошколу, но решил обкатать приобретение заранее.
«Более чем 20 лет за рулём мотоцикла дали понять точно: никакая экипировка не защитит, если нет необходимых умений и здравого смысла. В основном гоняют так называемые первосезонники. Часто покупают транспорт не лучшего качества - лишь бы подешевле. И наивно надеются, что в экипировке можно падать, врезаться в стены, мол, защитит. Ошибаются. Защитят соблюдение правил и опыт», - говорит ставрополец Вячеслав Шилкин.
Такое поведение свойственно не только молодёжи. Чудят порой и достаточно взрослые люди. Впрочем, с возрастом большинство мотоциклистов становятся умнее и осторожнее. Если, конечно, сумеют до этого возраста дожить. Кстати, в прошлом году на Ставрополье произошла 61 авария с участием мотоциклов, погибли семь человек.
Не ведитесь на пиар
Мотоциклы считаются одним из самых опасных видов транспорта.
«Мой сын с нетерпением ждёт совершеннолетия, чтобы получить категорию «А», на мотоцикл откладывает деньги уже второй год. Отговариваю как могу, но слова не действуют», - жалуется жительница Михайловска Елена.
По мнению Вячеслава Шилкина, худшее, что нужно делать, - это запрещать. Ведь всем известна поговорка про запретный плод. Лучше максимально обезопасить будущего водителя: помочь выбрать хорошую автошколу, надёжный мотоцикл, качественную экипировку. И конечно, прививать культуру поведения на дорогах. Иначе первое же лихачество может закончиться в лучшем случае в травматологии.
«Выбирая байк, не стоит гнаться за растиражированными марками, - советует Евгений Камышанов. - Лучше купить недорогого, но хорошо сделанного «китайца» с небольшой кубатурой и первые пару лет ездить на нём. Обязательно «примерьте» мотоцикл перед приобретением. Вам должно быть на нём комфортно, иначе вы не сможете маневрировать должным образом».
Автошкол по подготовке категорий «А» и «А1» (управление мотоциклом и мотоциклом с коляской), а также «М» (управление мопедом) в крае очень мало. В Ставрополе, например, таких только три, они учат на категории «А» и «А1». Стоит это от 15 до 20 тысяч рублей без ГСМ, то есть в два раза дешевле, чем обучение на права для легкового автомобиля (категория «В»). Как правило, курсы длятся один месяц, то есть в три раза меньше, чем на категорию «В». Желающих обучаться слишком мало, поэтому автошколам невыгодно ради них содержать парк учебных мотоциклов.
Комментарий
Участник Братства свободных мотоциклистов «Железный легион» Дмитрий Соловьёв:
«По сравнению с тем, что творилось ещё лет 10 назад, ситуация меняется к лучшему.
Раньше бичом было большое количество малолеток на скутерах без шлемов, «бесправников» разных возрастов, ездили и на мотоциклах без номеров. Сейчас такие случаи, скорее, исключение. Мы как-то участвовали в рейде с госавтоинспекторами и в Ставрополе таких нарушений вообще не зафиксировали: все в экипировке, с нужными документами.
Хотя, конечно, проблема остаётся. Но если прежде было круто рассказывать, что гоняешь со скоростью 250 км/час, то сейчас многие это воспримут как хамство по отношению к другим водителям. А вообще часто опытные мотоциклисты учат молодёжь культуре поведения. Может, девять человек из 10 пошлют по известному адресу, но если хоть один задумается - уже пообщались не зря».