Примерное время чтения: 8 минут
668

Грязные и счастливые. Экстремалы заново открывают для себя Северный Кавказ

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43. АиФ-СК 21/10/2020
Дикая природа таит немало сюрпризов
Дикая природа таит немало сюрпризов Википедия

Что может быть скучнее географической карты, если это страница из атласа, изрезанная пунктирами? И что может быть увлекательнее, если за графическими «вавилонами» открывается суровое бездорожье?

Смотришь на извороты линий, а видишь размытые дождём тропы, поваленные деревья, ржавые камни и песчаные отмели обмелевших рек. Вспоминаешь, как ревел мотор, летели из-под колес комья грязи - и карты, оживая, снова зовут в дорогу.

Экстремалы из ставропольского клуба автономных путешествий Xplanet изучают их на ощупь. «Читают» на бешеной скорости, ловя потоки ветра и поднимая пыль в самых труднодоступных уголках Кавказа. Их манят свобода, скорость и красота дикой природы. Они находят все это и далеко в горах, и в 10 минутах езды от Ставрополя. «АиФ-СК» пообщался с путешественниками на колёсах.

Любовь с первой лужи

В XIX веке квадроциклами называли массивные четырёхколёсные велосипеды. Сегодня это маневренная мототехника, которую фермеры и охотники ценят за практичность, а экстремалы - за адреналин и чувство свободы. И влюбляются в него с первого взгляда. А вернее, с первой лужи.

Андрей Соколов, вдохновитель ставропольского клуба автономных путешествий Xplanet, был равнодушен ко всем видам транспорта, пока однажды по совету приятеля не прокатился на квадроцикле. Переехал через рытвину - и пропал: не мог спать спокойно, пока не обзавелся собственным вездеходом. С тех пор 10 лет путешествует на четырёх колёсах по горам и долам Северного Кавказа.

«Квадроциклы - небольшая мототехника с большими возможностями, - рассказывает Андрей. - Она  позволяет совершать путешествия в автономном режиме. Не надо ничего таскать на себе. Запас бензина, воды, еды, снаряжение - все можно закинуть в багажник. Квадроцикл способен везти до полутонны груза, и при этом быстро доставить вас к точке назначения по самым труднопроходимым трассам. Может разогнаться до 110 км в час, но на мотовездеходе даже вполсилы ехать опасно. На бездорожье нельзя расслабиться ни на секунду - любой пенёк или камень на дне лужи может стать причиной аварии. А в горах нет ни трактора, чтобы вытащить технику, ни автослесаря, чтобы её починить. Поэтому мы, во-первых, не путешествуем в одиночку. А во-вторых, не ломимся в гору напролом и делаем остановки, чтобы разведать дорогу: оценить крутизну склона, глубину и скорость течения реки. Так что экспедиции планируем исходя из средней скорости 20 км в час, с учётом остановок и привалов. Обратно, когда дорога  знакома, едем вдвое быстрее. Человеку, который не сидел на квадроцикле, может показаться, что это не так уж быстро. Но на лесной колее 50 км в час ощущается так же, как на шоссе все 150».

Слишком красиво, чтобы спешить

Другая причина, почему пилигримы из Xplanet не стремятся к скоростным рекордам, - красота диких мест, по которым лежат их маршруты. В клубе около дюжины участников: опытные туристы с инструкторским прошлым, дизайнер, журналист, автомеханик, программист, краевед, работник культуры... В общем, люди разных профессий и взглядов, которых объединяет любовь к экстриму и тяга к романтике. Не просто гнать по бездорожью, а открывать что-то новое.

А когда твои выходные - это километры красивейших пейзажей, как не взять в руки фотоаппарат? Не случайно на фотоконкурсе «Кавказ без границ», который прошёл недавно в Москве, в число 30 лучших снимков вошли две работы из Ставрополя. Обе - от участников Xplanet: Илоны Герасименко и Андрея Соколова.

Фотография и путешествия - две страсти Андрея. В этом можно убедиться, заглянув на странички клуба в соцсетях. Летопись путешествий в них представлена снимками поистине космической красоты.

Острые пики хребтов Мухинского ущелья. Озеро Гижгит удивительного бирюзового цвета. Долина Уштулу с горными дорогами, похожими на американский Гранд-Каньон. Многоступенчатые замки перевала Актопрак. Развалины древних поселений, водопады, ледники, горные реки и зелёные плато, залитые солнцем…

Даже не верится, что всё это существует в реальности. И до всего легко дотянуться рукой.

От сюрпризов не застрахованы

Как разрабатываются маршруты для экспедиций? Андрей изучает материалы в интернете, спутниковые карты и старые атласы. Прорисовывает на компьютере направление пути, загружает в навигатор.

Но, признаётся, самая тщательная подготовка не защищает от сюрпризов.

«Даже владея полной информацией, по-настоящему дорогу узнаёшь, только когда окажешься на ней. Горные склоны неустойчивы: обвалы, обрушения,  оползни - что угодно в одно мгновение может изменить рельеф местности, - говорит Андрей. - Например, вместо горной дороги на Джилы-Су мы наткнулись на глубокий овраг, заросший березами. Тут уже лет десять никто не ездил, а на топокартах дорога всё ещё существует».

Этим летом путешественники отправились в верховья реки Кяфарь за Лесо-Кяфарское городище - развалины древней цивилизации в Карачаево-Черкесии. Но до конечной точки не добрались: снова дорога преподнесла сюрпризы. Планируют повторить поездку ещё раз. Кяфарь, говорят, того стоит - это одно из самых загадочных мест на Кавказе. Руины, храмы и дольмены разбросаны на несколько километров по горному склону. Возраст одних исчисляется веками, других - тысячелетиями.

Когда попадаешь в такие места, проходишь по улицам исчезнувших городов, слышишь рассказы местных о подземных тоннелях и кладах, видишь артефакты глубокой древности, то понимаешь, что Кавказ - неизученная планета.

С другой стороны, впечатляет и то, как легко природа расправляется с приметами человеческой жизни, которая кипела здесь ещё вчера.

«На плато Бечасын в КЧР в голом поле мы наткнулись на Дом культуры с мозаикой на фасаде. По словам чабанов, в нем когда-то выступали звёзды советской эстрады. Жизнь била ключом. Производство работало в таких масштабах, что к местному сырзаводу был подведён горный молокопровод. А сегодня все, что осталось от поселения, - одинокий ДК в поле. По дороге, по которой ходил рейсовый автобус, мы с трудом проехали на вездеходах, - говорит Андрей. - В такие моменты чувствуешь себя сталкером. На Ставрополье тоже есть подобные места. К примеру, хутор Йохансдорф (бывшая немецкая колония), в народе - хутор Молочный. Или поселок Закубанский в Кочубеевском районе. По координатам понимаешь, что находишься в поселении, но на месте ничего об этом не напоминает. Не сохранилось даже развалин домов, куда ни посмотри - одни холмы. Природа очень быстро забирает своё».

Сойди с асфальта

У самого Андрея отношения с природой особые: он без неё жить не может. И не понимает, как может быть иначе, ведь на Ставрополье она удивительная: сойди с асфальта, пройди немножко - увидишь уникальные места.

Несколько лет назад в крае проходила всероссийская квадрогонка, так организаторы не могли начать соревнования: спортсмены, приехавшие из разных уголков страны, были ошарашены видами природы. После соревнований гонщики делились: «Мы не на трассу смотрели, а крутили головами: там море подсолнухов, там горы, там озеро, там степи...»

Кто-кто, а экстремалы из Xplanet знают: выехав даже недалеко за краевой центр, можно наблюдать такую красивую природу, которою житель Центральной России вряд ли когда-либо видел.

Стрижамент, Сенгилей, гора Сейна, названная за необычную форму застывшей волной, маковые поля за Надеждой, Прикалаусские высоты, Янкульская котловина - про всё у них есть истории, которые удивляют, вдохновляют, влюбляют.

К примеру, Янкуль. «С тюркского переводится как «светлое озеро», - рассказывает Андрей. - Когда смотришь на котловину с горы, возникает ощущение, будто стоишь на берегу, а внизу стелется туман, скрывая огромный водоём. Откуда появилось такое название? Это аллегория или когда-то здесь действительно шумело светлое озеро, и язык донёс нам его историю?..»

Неизученная планета

Как-то в детстве Андрей на каникулах поехал с отцом в Железноводск. Пока папа проходил лечение в санатории, мальчик облазил все горы вдоль и поперёк. Приехал домой настолько впечатлённый, что для сочинения «Как я провел лето» ему не хватило 18-страничной тетради - так важно было девятилетнему путешественнику прожить и осмыслить этот опыт.

Сегодня он делится им уже со своими детьми.

«Однажды слышу, дочка бормочет под нос:

- Змейка, Бештау, Верблюд, Кинжал, Шелудивая...

- Что делаешь? - спрашиваю.

- К контрольной готовлюсь.

- А ты хоть представляешь, что это - Змейка, Бештау?

Пожимает плечами.

- Знаешь, - говорю, - собирай рюкзак, завтра едем в горы.

Я не понимаю, как можно учить «Окружающий мир» в стенах школы, не соприкасаясь с природой?! Мы провели подготовку к контрольной в горах Кавказа. Дочка получила «отлично», но для меня куда важнее, что она до сих пор с теплотой вспоминает ту «домашку».

Взрослые на путешествия по неизведанным местам реагируют так же, как и дети. Человек может быть настроен по-разному. Заявляет, например: «Я не поеду, я грязная буду». Но на квадроцикл почему-то садится. Морщится, смахивает с ботиночка пыль. Возвращается - грязная от ботиночка до макушки, а сама светится от счастья. И так многие. Я даже назвал эту «процедуру» очищением грязью.

Наверное, природа потому так манит, что позволяет быть свободнее и честнее. В городе людям очень трудно оставаться самими собой. И когда они приходят и несут в себе спесь, капризы, агрессию, я понимаю, что это лишь маски. Потому что с поездок все возвращаются одинаковые - грязные и счастливые».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах