Позади пять дней напряженнейшего труда. Пять дней в унисон (или не всегда?) бились сердца членов жюри, отсмотревших километры кинопленки, повествующей о миссии Человека и о превратностях его Судьбы.
О зрителе, о режиссерах и деловых контактах
Если "театр начинается с вешалки", то с чего начинается хорошее кино? С удачного тандема режиссера и актёров? Сценариста и оператора? С таким вопросом я обратилась к председателю жюри I Международного кинофестиваля "Ноев ковчег" Р. Чхеидзе.
- И театр, и кино начинаются с драматургии, с той, в которой и "запах" сегодняшнего дня, и проблемы человеческого общежития, - уверенно ответил мэтр кинематографии.
Но сравнивать и ощущать - не только удел профессионального жюри и кинокритиков. За всем этим стоит ещё и Зритель, тот самый, для которого и старались учредители "Ноева ковчега".
- Как и во времена Ноя, сегодняшний мир нуждается в построении спасительного Ковчега, который должен в себя вместить идеи добра, справедливости и высокой духовности, - так оценил идейную направленность кинофестиваля его генеральный продюсер, президент телевидеокомпании "Исламский мир" Зауди Мамиргов.
- Все мы - братья Ноя, и мы все родные, - просто и емко добавила вице-президент кинофорума, заслуженная артистка России Елена Цыплакова.
Зритель покорён и удивлён. Но для зрителя кинофорум стал ещё и праздником. А для кинорежиссеров, актеров и сценаристов это была рабочая лаборатория по обмену опытом, где царил дух непреходящих эмоций и где все изъяснялись на языке современных интерпретаций. Это отметил и Стефан Гаожер, сценарист и постановщик короткометражных фильмов в независимом кино США и Юго-Восточной Азии. В разговоре со мной Стефан сказал, что режиссер не должен отставать от веяний времени, иначе он не профессионал. В Грозный Стефан привез свой первый полнометражный фильм "Сова и воробей". Когда мы с ним беседовали, то ещё не знали, что его кинолента получит специальный приз дирекции фестиваля.
Если для зрителя кинофорум - праздник души, то для кинематографистов - это зарождение новых деловых контактов и обдумывание совместных проектов. Произошло это и на I Международном кинофестивале в Грозном. Теперь по инициативе Резо Чхеидзе группа талантливых ребят из Чечни будет обучаться в Тбилисском киноуниверситете, а мэтр кинематографии Мирза Алиев обещал свою помощь при выделении целевых мест на режиссерский и операторский факультеты Санкт-Петербургского университета кино и телевидения.
"Воспоминание воспоминаний"
Торжественная церемония закрытия кинофорума состоялась 18 июня в загородной резиденции президента Чечни Р. Кадырова. Напряженность, казалось, витала даже в воздухе. Всем было интересно узнать имена победителей. Они стали известны в ночь на 19 июня.
В номинации "Лучший полнометражный игровой фильм" победила алжирская кинолента "Желтый дом", поставленная режиссером Амором Хаккаром. Фильм рассказывает о глубине материнского чувства. Горе матери разрывает и изматывает её, доведя до полного психического расстройства.
Лучшим короткометражным фильмом стала лента молодого египетского режиссера Шерифа Эльбендари "В конце дня", где пятнадцать минут контрастных чувств и мгновений зритель испытывает от беспомощного вида старика-пенсионера, показанного на фоне его молодого сына, заглянувшего к нему в гости.
"Я вернулся в мой город, знакомый до слёз, До прожилок, до детских припухших желёз". Эти слова Осипа Мандельштама могли стать лейтмотивом многих документальных фильмов о Грозном, о войне в Чечне, представленных на конкурсный просмотр кинофестиваля. Победила же документальная кинолента Марии Кравченко (Россия). Мария родилась в Грозном, в том самом, который знала "до прожилок", до самой последней черточки... Её неигровое кино "Собиратель теней" - "воспоминание воспоминаний". Парадокс, написанный самой жизнью. При этом автором выбраны три условных мира: общежитие для беженцев, где нет настоящего и будущего; величавая Москва, по улицам которой бродит чеченский парень Артур, вокалист группы "Мертвые дельфины", с непреходящей в сердце болью по родному Грозному, на пепелище которого он не хочет возвращаться; и, наконец, облик обожженного войной Грозного, куда возвращается русская девушка, чтобы увидеть свой дом и окунуться в детство, но вдруг понимает, что навсегда осталась без Дома и без Родины.
Лучшей режиссерской работой признана бразильская художественная кинокартина "Млечный путь", которую поставила Лина Нами.
В номинации "Лучшая женская роль" победила киноактриса Лялих Искандари, сыгравшая главную роль в фильме иранского режиссера Аббаса Рафена "Солнце светит для всех одинаково".
Лучшую мужскую роль, по мнению жюри, сыграл Антон Пампушный в фильме Игоря Калёнова "Александр, Невская битва" (Россия).
- Грозненский "Ковчег" встал в ряд международных кинофестивалей России,- торжественно объявил на закрытии актёр и режиссер Фёдор Бондарчук.
На церемонию закрытия кинофестиваля были приглашены члены Гильдии режиссеров России. К радости многих состоялся футбольный матч между ветеранами грозненской команды "Терек" и представителями Гильдии режиссеров России. Со счетом 5:5 победила Дружба. При этом всем запомнились оброненные кем-то из ветеранов "Терека" слова: "Актёры сыграли как спортсмены, а спортсмены - как актёры". И это было сущей правдой.
Смотрите также:
- Русский драматический театр открыл театральный сезон в Грозном →
- Антон Морозов: «Мне скоро 30, а я так и не сыграл мальчиков» →
- Мольберт для сцены →