Выбрал ферму, а не аспирантуру. Зоотехника со Ставрополья знает весь Кавказ

Дмитрий обожает верховых лошадей. © / Из личного архива

Сельскому хозяйству Ставрополья не хватает ветеринарных врачей и зоотехников, хотя платят таким специалистам немало. Кому подходит эта работа и жизнь в селе, со stav.aif.ru поделился мнением Дмитрий Яровой. В свои 38 лет он возглавляет животноводческое направление крупного колхоза в селе Дмитриевском Красногвардейского района.

   
   

Выручали животные

Светлана Болотникова, stav.aif.ru: Дмитрий, кем вы мечтали стать?

Дмитрий Яровой: Кем мечтал, тем и стал - ветеринарным врачом. Я сам из села Ачикулак Нефтекумского округа. Отец был зоотехником, работал на молочно-товарной ферме. Он часто брал меня с собой, даже в ночные дежурства. Я ему помогал, общался с доярками, ветврачами, и, наверное, тогда в детской голове отложилась мысль, что больным животным можно помогать.

- Трудно было поступить на ветеринарный факультет?

- Тяжело, потому что поступал на бюджет в сельхозакадемию самостоятельно, без репетиторов. Это было начало 2000-х годов. Отцу зарплату не платили, мама попала под сокращение, семья жила в нужде, только за счёт домашнего хозяйства. У нас было четыре коровы, свиньи, овцы, лошади, куры. Продавали излишки производства и выживали.

- Насколько сложно оказалось устроиться по профессии? Был тогда дефицит ветеринарных врачей?

- Хорошие специалисты устраивались без проблем, а я окончил с отличием и успел наработать хорошую практику в разных хозяйствах края. У меня уже были свои хирургические инструменты, я мог самостоятельно лечить животных, без наставника.

   
   

Хотел поступать в аспирантуру, но, поразмыслив, понял, что аспирантский путь - это маленькая зарплата, жилищные проблемы, а я уже был женат, жена была беременной, и я решил пойти в хозяйство. В колхоз «Родина» в Дмитриевском тогда завезли племенной скот, меня пригласили ветврачом. Шесть лет отвечал за гинекологию, воспроизводство потомства, принимал роды, в том числе тяжёлые. Параллельно занимался телятами, как педиатр у людей. А потом мне предложили возглавить отрасль животноводства в хозяйстве.

- В чем разница между зоотехником и ветврачом?

- Ветврачи отвечают только за ветчасть, а главный зоотехник решает и кадровые, и производственные вопросы, занимается реализацией продукции, закупками.  Всего в животноводстве у нас занято 45 человек, среди них три ветеринарных врача и три зоотехника.  Недавно появился седьмой специалист - берём молодых ребят, чтобы дать шанс проявить себя, даже когда в кадрах не нуждаемся.

- Молодые остаются?

- Раз на раз не приходится. Вообще текучки кадров у нас нет, но вот лет пять назад главный ветврач ушёл, потому что семья перебралась в город. Сначала дочки уехали учиться, потом жена, чтобы быть ближе к детям, а следом и он, хотя зарплата тут была хорошая.

Самовар, костёр и лошади

- А вы сами подумывали перебраться в город?

- Определился, что я сельский житель. Могу поехать в город погулять, отдохнуть, у меня там много друзей, но жить не хотел бы.

- Чем хороша сельская жизнь?

- Ближе к природе чувствуешь себя счастливым. Человек тысячелетиями жил в    тесном контакте с природой, животными. Городская жизнь относительно новая. При большой плотности населения личное пространство сокращается, повышается уровень стресса. Как с этим борются? Кто-то пиво пьёт, кто-то - успокоительные таблетки, кто-то рвётся уехать.

В селе большое удовольствие получаю от общения с животными. У меня три лошади в хозяйстве, и по выходным мы с единомышленниками на добровольных началах занимаемся с детьми верховой ездой бесплатно. Некоторые не ездят, а приходят просто покормить, погладить, поводить коня. Горит костёр. Дети могут сосиски на костре пожарить, чай попить. Самовар на дровах пыхтит. Когда видишь такую атмосферу, на душе становится радостнее.

Мы назвали объединение клубом «Будущее России - это мы». Дети к нам приходят без телефонов и попадают в реальный мир с живой природой и общением. Дома они чаще просто сидят в Интернете.

- Видела, вы и скачки организуете.

- Да, раз в год, с казаками. В прошлом году создали казачье общество, теперь и сами возвращаемся к традициям православного христианства, и молодёжь приводим. Это сложно нам, выросшим в период советского безбожия, но я вижу, что религиозные люди более спокойны и счастливы. В современном мире человек думает: мир кружится вокруг него, и он может делать, что хочет. Но это противоречит основам нашей культуры и религии.

- У вас дочь и сын. Как вы их воспитываете?

- Наше мировоззрение меняется с годами, с возрастом понимаешь, что полная свобода - это плохо, должны быть рамки. Но дочери уже 15 лет,    на неё повлиять сложнее. А сыну -10, он всё  впитывает как губка.

- Мечтаете, чтобы они остались в селе и выбрали сельские профессии?

- Для меня важна возможность видеть их ежедневно. Если они уедут далеко и будущих внуков    буду видеть два раза в год, то не смогу быть вполне счастливым человеком. А профессия - второстепенный вопрос, лишь бы она приносила доход, чтобы их семьи не нуждались.

- Сколько сейчас получают сельские специалисты?

-  У нас в хозяйстве высокий уровень зарплат. В среднем по отрасли за прошлый год животноводы получали 72-74 тыс. руб. в месяц. Специалисты - на 15-20% больше. Все держат домашнее хозяйство, и я это приветствую -    и дополнительный доход для семей, и труд, который облагораживает.

Моя семья финансовых сложностей не испытывает, кредиты не берём. Жена зарабатывает частной практикой - она логопед. Есть подсобное хозяйство, часть которого принадлежит сыну, часть - дочери. Дети мне помогают, приучаются к труду.    Они знают, что доход от реализации продукции - средства, которыми будут сами распоряжаться. Сын в девять лет купил себе квадроцикл за 100 тысяч рублей. Дочка думает о поступлении в вуз и копит на студенческую жизнь. Думаю, если они захотят получить сельские профессии, будут хорошими специалистами.

Герефорды сдружили

- За что вы больше всего любите свою работу?

- Испытываю удовольствие от того, что работаю с профессионалами. Ежегодно у нас растёт зарплата, и люди готовы трудиться с должным уровнем отдачи. Причём коллектив у нас молодой, 30-40 лет.

- Вы ведь участвовали и в научной работе, когда выводили новый тип породы крупного рогатого скота герефорд?

- Это было оформление на бумаге результатов, которых добилось хозяйство. Нам помогали институты - Ставропольский аграрный, Всероссийский институт мясного скотоводства в Оренбурге и наш Всероссийский институт овцеводства и козоводства. Теперь у нас есть патент, и все участники стали правообладателями. Не думаю, что буду получать за это какие-то деньги, но вспоминать приятно. Патент висит у меня на стене в кабинете.

Кроме того, я вхожу в состав госкомиссии в аграрном университете по экзаменам у выпускников, веду онлайн-лекции в школе фермеров. Делюсь знаниями из собственной практики.

-  Каких животных вы больше любите?

- Если говорить о крупном рогатом скоте, то наша любимая порода - герефорды, она мясная, британская, но распространена во всём мире. Очень неприхотливая, продуктивная, спокойная. Мы внесли большой вклад в её распространение на Северном Кавказе. Нет республики, где нет наших племенных быков. Нас знают все скотоводы, и в какой бы регион я ни поехал, везде встречают с кавказским гостеприимством - накормят, напоят, экскурсию проведут.

Среди лошадей мне больше нравятся верховые породы, хотя в колхозе мы держим рабочие. Животноводы запрягают их в телеги. На них также развозят корма по фермам. Возможно, тракторы    когда-нибудь лошадей полностью заменят, но пока мы держимся.


Советы специалиста

Тем, кто поступает учиться на зоотехника или ветврача, Дмитрий Яровой рекомендует ориентироваться на создание собственного дела. По его словам, сейчас на Ставрополье не так уж много колхозных животноводческих ферм, а крупные агрохолдинги идут по пути автоматизации и роботизации, и им не нужно много работников. К тому же они переманивают зарплатами уже состоявшихся специалистов, новички им не нужны. Начинающему ветврачу можно открыть частную ветаптеку или ветклинику в селе, где таких услуг не хватает, или можно организовать свою молочно-товарную ферму на 20-30 коров.

Горожан, которые мечтают переехать в село и заняться животноводством, эксперт ободряет:  есть прецеденты, когда им удавалось построить успешный бизнес. Они покупают животных, участвуют в госпрограммах и заключают договоры с ресторанами, кафе в городах. Решить вопрос с продажей продукции - половина успеха, а у человека, выросшего в городе, наверняка там есть друзья и знакомые.