Мурат Кештов из КЧР - один из первых тренеров Хабиба Нурмагомедова. Последние 25 лет живёт в Америке, где основал школу единоборств, в которой тренирует спортсменов, в том числе с Северного Кавказа. «АиФ-СК» расспросил его о том, как пандемия коронавируса повлияла на ММА, будущем спортиндустрии и его титулованном воспитаннике.
Двух бойцов и рефери достаточно
Ислам Текеев, «АиФ-Северный Кавказ»: Как распространение коронавирусной инфекции в мире отразилось на индустрии смешанных единоборств и спортсменах?
Мурат Кештов: Пандемия сильно повлияла на ММА. Такого развития событий мы, конечно, не ожидали. В условиях изоляции работать по парам пока не получается, но бойцы смешанного стиля практикуют разные виды тренировок. Можно оттачивать техники, на которые раньше не хватало времени, включая бой с тенью (при выполнении упражнения боец работает один, передвигается, выбрасывая удары в воздух. - Ред.), а также повышать выносливость, например, занимаясь с гирями.
- А что изменилось с приходом коронавируса в вашей школе, где вы готовите бойцов?
- Нашей команде повезло. Кроме основного зала, у нас есть ещё и база, где ребята живут после приезда из России и других стран. Там созданы все условия для эффективных тренировок.
- В начале апреля совет директоров Ассоциации врачей у ринга призвал на время отменить все турниры по ММА. Можно ли проводить бои при пустых трибунах или с минимальным числом зрителей и персонала, соблюдая все меры защиты?
- Примеры есть. Это такие популярные у телезрителей во всём мире турниры и шоу, как Ultimate Fighter и Dana White Contender Series. Их обычно проводят без зрителей и с минимальным числом персонала.
Сейчас в прямом эфире почти не показывают спортивных событий. Большинство соревнований - командные, поэтому их сложнее провести из-за пандемии. В смешанных боях для организации шоу нужны только два бойца и рефери в октагоне. Поэтому в нынешних условиях ММА может привлечь огромную аудиторию, если возобновить трансляции турниров.
- Поединок действующего чемпиона в лёгком весе Хабиба Нурмагомедова и обладателя пояса временного чемпиона Тони Фергюсона отменили уже в пятый раз. В итоге на турнире UFC 249 Фергюсон встретился с соотечественником Джастином Гэтжи, которому проиграл досрочно. Каковы теперь шансы Тони выйти на октагон с Хабибом?
- В смешанных единоборствах всегда есть возможность получить важный поединок. А если ты входишь в тройку лучших бойцов своего дивизиона, то и подраться за пояс чемпиона сможешь.
- Чего же ожидать от предстоящего боя Нурмагомедова с Гэтжи?
- База Гэтжи – вольная борьба. Однако в октагоне он редко этим пользуется, поэтому мы не знаем, насколько он хорошо борется и защищается от переводов из стойки в партер.
Мыслил как чемпион
- С чего началось ваше сотрудничество с Хабибом и как долго оно продлилось?
- Это было в 2008-2009 годах. Тогда я уже занимался тренерством в Штатах, у меня был свой зал. Мы с ребятами участвовали во многих местных турнирах в Нью-Йорке и Нью-Джерси.
Благодаря UFC, смешанные единоборства становились всё популярнее. Я часто задавал себе вопрос, почему на турнирах нет спортсменов с Северного Кавказа. Ведь они всегда показывали хорошие результаты в России. Потом понял, что в отличие от самбо, борьбы, дзюдо и других единоборств, для ММА у нас просто нет инфраструктуры.
Задался целью вывести наших ребят на новый уровень. Подбирать северокавказских спортсменов с потенциалом помогали друзья. Я помогал в оформлении виз, присылал приглашения на сборы, искал жильё и договаривался о выступлениях.
Так мы познакомились и начали работать с Хабибом Нурмагомедовым и многими другими бойцами. Успешно организовали его первый бой в UFC и готовились к следующему, когда начались финансовые проблемы. Возникли опасения, что нашему залу придётся закрыться. Переживая за карьеру Хабиба, я позвонил другу в Сан-Хосе и отправил молодого бойца туда. Там Нурмагомедов проходит сборы и по сей день, добился немалых успехов.
- Можно ли было предположить, что Хабиб станет настоящей звездой смешанных боёв?
- Он был талантливым и дисциплинированным спортсменом с хорошими физическими данными. Даже в те времена было видно, что у него есть все возможности стать чемпионом UFC.
- Каким он был тогда?
- С самого начала Хабиб относился с большим уважением ко мне и всем окружающим. Это всегда было его отличительной чертой.
- У кого из нынешних молодых бойцов с Северного Кавказа есть шансы стать настолько же известным и прославленным спортсменом?
- Сейчас в нашей команде много ребят из регионов Северного Кавказа с хорошим потенциалом. Это Азамат Мурзаканов, Шамидхан Магомедов, Рустам Чсиев и Александр Кештов.
- На Северном Кавказе смешанные бои стали очень популярны. До пандемии регулярно проводились турниры по ММА. Чем вы объяснили бы успехи кавказских парней и девушек в октагоне?
- Единоборства всегда любили в нашем регионе. Уроженцев Северного Кавказа отличают воинственность и сила духа, эти качества очень ценятся в смешанных единоборствах. Сейчас, когда представители СКФО добиваются серьёзных успехов на высоком уровне, это привлекает новых бойцов и увеличивает армию поклонников ММА.
- Есть ли будущее у смешанных единоборств на Северном Кавказе?
- Я думаю, что у этого вида спорта большое будущее. Нужна подходящая инфраструктура и поддержка со стороны спортивных комитетов и влиятельных людей. Это поможет развитию ММА.
- Что этому мешает?
- Одна из проблем – нехватка турниров, особенно по профессиональным правилам. Чтобы выйти на уровень UFC или другой серьёзной бойцовской организации, каждому спортсмену нужна определённая статистика проведённых боёв. Бойцов уже достаточно, а площадок, где они могли бы себя показать, не так и много. Это тормозит их карьеру. Организаторам турниров тоже приходится непросто: от них требуются немалые финансовые затраты на аренду площадок, гонорары бойцов, зарплату персоналу и другие расходы.
«Приехал и остался»
- Вы родились в Карачаево-Черкесии. Как сами пришли к смешанным единоборствам?
- Занимался с семи лет боксом и борьбой, после школы увлёкся тхэквондо. Попал в состав сборной России, выезжал в 1993-1994 годах на соревнования в Америку. В 1995 году решил начать там новую жизнь. Приехал и остался.
- Как к этому решению отнеслись родные?
- Родственникам сказал, что на спортивных сборах. Около трёх месяцев не говорил им о своих планах, потому что не был уверен, что получится. Когда обосновался на новом месте - сообщил. Вначале переживали, но потом успокоились, убедившись, что у меня всё в порядке.
- Часто ли приезжаете на родину? Где и как сейчас пережидаете пандемию коронавируса?
- Стараюсь бывать дома минимум раз в год. Сейчас нахожусь в Нью-Джерси, занимаюсь хозяйством на базе, ремонтирую зал и строю сауну, пока есть время.
- Что посоветовали бы спортсменам и просто поклонникам здорового образа жизни в условиях самоизоляции?
- Заниматься спортом и относиться серьёзно к нынешней ситуации, но не паниковать. Тренироваться можно и дома.