Ставропольские власти пообещали субсидировать нерентабельные маршрутки в сёлах. При этом в городах края и других регионов перевозки почти полностью отданы в частные бесконтрольные руки. Проезд дорожает, люди возмущены исчезновением удобных маршрутов, давкой в автобусах, столичными пробками и другими неудобствами. Сохранится ли доступный и комфортный общественный транспорт в СКФО?
Ставропольцам нравятся большие
В прошлом году в Ставрополе после многочисленных жалоб пассажиров начали реформу общественного транспорта. Краевые власти закрыли несколько маршрутов-дублёров, а оставшиеся разыграли на конкурсе между перевозчиками. Чтобы поездки стали комфортнее, впервые ввели требования к размеру и количеству автобусов и их оснащению. Некоторые из маршрутов перевели на регулируемый тариф, гарантирующий пассажирам, что цена не будет меняться резко.
«Качество в целом выросло: улучшилось техническое состояние автобусов, в позднее время стало проще уехать, - считает урбанист Андрей Черняков. - Когда проводил опрос на лучший и худший маршруты, горожане хвалили №41, №88 и все проходящие по главным городским улицам и обслуживаемые автобусами большой и средней вместимости. Ругают автобусы и маршрутки №15, маршрутки №29 и №42».
Но ставропольцы видят в новшествах и недостатки. Одни маршруты закрыли, как №37 и №59, другие существуют только на бумаге - как №51. Негодование вызывают пробки, давка, непредсказуемая работа транспорта, неотслеживаемые на карте автобусы, исчезающие с улиц по вечерам троллейбусы.
«Раньше стоимость проезда была одинаковой для всех маршруток, всех автобусов и всех троллейбусов, - рассказала ставропольчанка Снежана Чернова. - Сейчас, заходя в маршрутку, не знаешь заранее, сколько стоит проезд - цена варьируется от 28 до 36 рублей. Безнал принимают не все - даже если есть соответствующая наклейка, могут попросить перевести на карту водителя».
Установка терминалов для безналичной оплаты и подключение к онлайн-картам не входят в обязательные требования к перевозчикам, объяснили в министерстве дорожного хозяйства и транспорта. Жаловаться на нарушения расписания можно по телефону доверия - 8 (8652) 94-14-03, по электронной почте udhsk@mail.ru или по адресу: Ставрополь, ул. Доваторцев, 26.
Табло бесполезны
На встрече с прессой в начале года губернатор Владимир Владимиров пообещал, что к лету в крае появятся новые субсидируемые межмуниципальные маршруты. Эта мера позволит сохранить доступный транспорт в сёлах, где регулярные перевозки нерентабельны. Сейчас по регулируемому тарифу работает маршрутка между сёлами Александровское и Северное.
На Кавказских Минеральных Водах живёт около трети населения края. Многие каждый день ездят на работу и учёбу в соседние города и посёлки и зависят от качественного межмуниципального общественного транспорта. Но заветное расписание им чаще всего приходится узнавать непосредственно в маршрутке, которая проедет нужную остановку, если захочет водитель, а о больших комфортных автобусах остаётся только мечтать.
«Мы живём в микрорайоне Вишнёвый Сад - новостройке на окраине посёлка Иноземцево, - рассказала местная жительница Юлия Новикова. - Мимо нас ходит маршрутка №6А, но она работает нерегулярно и не отслеживается в хвалёном приложении «Умный город Железноводск», как и большая часть городского транспорта. Разрекламированные интеллектуальные табло бесполезны - автобусы не соблюдают расписание, отображается недостоверная информация. У меня и многих моих соседей есть дети, нам нужно ездить в поликлинику, на секции. Было бы удобно, если бы мимо нас проходил автобус хотя бы до Пятигорска, но никто не хочет создавать такой маршрут».
В администрации Железноводска пообещали до конца весны запустить маршрут из посёлка Капельница в Пятигорск через Вишнёвый Сад. Точное расписание ещё не утвердили, но запланировали три рейса в день - утром, в обед и вечером.
Везёт на работу и на экскурсию
Оставляют желать лучшего и пятигорские трамваи. Старые вагоны ещё на ходу, но ждать их на остановке приходится по 20-30 минут. Как и ставропольские троллейбусы, их передали из ведения муниципалитетов в региональную собственность. Жителям давно обещают обновить электротранспорт.
А в соседнем Владикавказе эти обещания уже исполнили - в город привезли новые трамваи из Екатеринбурга с кондиционерами, камерами видеонаблюдения и другими удобствами. До конца года ждут 28 вагонов, параллельно обновляя контактную сеть и рельсы по всему городу. Старые трамваи реставрируют и используют для тематических экскурсий.
Обновляют в Северной Осетии и межмуниципальный транспорт. В феврале запустили маршрут из Владикавказа в Алагир, его обслуживают 16 автобусов. В этом месяце 25 автобусов вышли в рейс из Владикавказа в Беслан. Все они оборудованы терминалами для безналичной оплаты, тахографами и датчиками ГЛОНАСС. В планах пустить новый транспорт через аэропорт Владикавказ, который находится в Беслане. Все эти новшества республика вводит благодаря федеральным программам - за счёт одного только собственного бюджета привести в порядок перевозки почти невозможно.
В Карачаево-Черкесии о таком комфортном транспорте остаётся только мечтать. В телеграм-канале «ЧП КЧР» постоянно публикуют жалобы жителей городов и селений на нехватку автобусов и их ранний уход с рейсов. После пяти вечера доехать из одного конца Черкесска в другой становится сложно - транспорт либо отсутствует, либо переполнен. Больше всего нареканий вызывают рейсы «Химзавод - Межрегионгаз» и «Медсанчасть - Универсам».
«Общественный транспорт ходит согласно установленному графику движения. По данным диспетчерской, сбоя в графике не было. На линии по маршруту «Химзавод - Межрегионгаз» ежедневно находится 10 автобусов, «Медсанчасть - Универсам» - 9», - ответили в мэрии Черкесска
Комментарий
Директор ГКУ «Ставропольавто» при краевом министерстве дорожного хозяйства и транспорта Дмитрий Щербаков:
«Ситуация пусть не сразу, но улучшается. Очередной этап транспортной реформы начался в конце 2021 года. Наша организация определяет, какие виды транспорта и по какому графику нужны на каждом из маршрутов, работает с обращениями пассажиров.
Мы впервые провели конкурс с критериями к перевозчикам. Некоторым предпринимателям это не понравилось: раньше они получали лицензии на маршруты, работая на старых ГАЗелях, а теперь нужно конкурировать в качестве. За два года в городе появились 200 новых автобусов. До этого их можно было пересчитать по пальцам - без конкурса обновлять подвижной состав невыгодно. Теперь же - обратная ситуация, с рынка уходят частники, которые купили одну маршрутку и работают на ней как хотят.
На днях открыли два новых маршрута. №50 стал самым быстрым способом добраться с северо-западной окраины - ЖК «Рубин» - до юго-западной - школы №44. Хотя он частично повторяет траекторию маршрута №20, оба востребованы. Ставропольцы консервативны. Если они знают, что их автобус приедет вовремя, они будут ждать его, а не поедут на новом.
Маршрут №11 связывает военный госпиталь на улице Герцена с улицей Шпаковской, он проходит полный круг за 20 минут. Сейчас в госпитале лечат бойцов, медикам, и родственникам нужен удобный способ быстро добираться туда, пусть и с пересадками. Чтобы за них не переплачивать, до конца года планируется запустить единый проездной билет, а позже масштабировать его на весь край».
Личный опыт
Водитель маршрутки в Ставрополе Иван Семёнов:
«Некоторые коллеги жалуются на низкий заработок и неподъёмные требования к состоянию транспорта. Могу посоветовать им работать лучше, а не уходить с маршрута после 17:00. По своему опыту знаю, что минимальный заработок в месяц - 50 тысяч рублей, а если не лениться, будет больше. Я работаю по 8-10 часов в день, мне на жизнь хватает.
Конечно, есть свои недостатки. Накладно за свой счёт ремонтировать транспорт, покупать терминал для бесконтактной оплаты. Не хватает комфортных условий для отдыха водителей - на конечных станциях нет ни столовых, ни уборных. Без этих удобств работать сложно, приходится тратить заработанное на кафе, многие не выдерживают и увольняются».
Нарушения
Сотрудники ГИБДД СК провели рейды по ОТ на КМВ. Они за два дня нашли 111 нарушений, включая несанкционированные изменения конструкции и многочисленные дефекты. Одна из маршруток работала с неисправным рулевым управлением. 43 должностных лица оштрафованы за выпуск на линию опасных для жизни маршруток и автобусов.
Справка
В 2022 году общественный транспорт в СКФО признали одним из худших в России, по данным исследования Ассоциации транспортных инженеров (АТИ) и компании SIMETRA.
84 российских города сравнивали по 52 количественным и качественным критериям. Главными проблемами транспорта на Северном Кавказе оказались старый и некомфортный подвижной состав, отсутствие магистральных маршрутов, работающих допоздна, невозможность отслеживать большую часть транспорта, купить единый проездной и оплачивать проезд безналично.
В итоге места распределились так: 74 место - Махачкала, 75 место - Нальчик, 79 место - Ставрополь, 80 место - Грозный, 81 место - Владикавказ.