Первый год в Ставропольском президентском кадетском училище дался Олегу Наумову нелегко, тянуло вернуться домой, к маме. Сейчас он уже в десятом классе и даже рад чёткому распорядку дня. Подробнее о кадетской жизни - в материале stav.aif.ru.
Год мокрых глаз
Кадет Олег Наумов мечтает поступить в Военный университет Министерства обороны России и стать военным переводчиком. «Гражданские говорят «это моя мечта», а военные - «это моя цель». У меня нет запасного варианта, ведь не зря бытует мнение, что если у вас есть план «Б», то план «А» не сработает», - по-взрослому рассуждает десятиклассник. - В моей семье все военные, и я с детства хотел продолжить династию. Когда окончил начальную школу, папа сказал, что после кадетки будут дополнительные льготы для поступления в военный вуз. Причём мне казалось, что сюда могут попасть только наиумнейшие дети. И когда с замиранием сердца увидел свои результаты, впервые в жизни расплакался».
Но, как вспоминает Олег, с тех пор начался год мокрых глаз. В первый же день в училище он позвонил маме и попросил его забрать.
«Мама чуть не сломалась. Вечером я лёг спать с мыслью, что сейчас здесь переночую, а утром - домой. Но воспитатель прислал мне психолога. Не помню, как, но она меня успокоила. И я остался, втянулся. Но в первый год, конечно, «ломало». Я и друзей себе находил так: надо грустных искать, они, как и я, по маме скучают… Выбрал себе друга Мишку, потому что он печальный ходил, а он, оказывается, просто по жизни флегматик. Но мы с ним в одной комнате так и прожили пять лет», - вспоминает Олег.
Когда он поступал в училище, то думал, что здесь всё будет, как в армии. Ребята на гражданке до сих часто удивляются, как там парень живёт, будто в казарме, где всё по распорядку, ходят в одинаковой одежде. Но зато, говорит Олег, от каникул эмоции ярче. А вот во время учёбы надо тренироваться, заниматься, действительно, делу время, а потехе час.
«Сломалось - чини»
«Здесь я обрёл настоящих друзей. Среди них Олег Кошелев, выпускник 2022 года. Сегодня он курсант Ставропольского филиала Голицынского пограничного института ФСБ России. Мы раньше с ним как-то не особо общались: прошёл мимо, привет - привет. И всё. Но я видел, что он всегда в хорошем настроении, подтянут, статен, строен, с улыбкой на лице. Я знал, что он отлично играет на гитаре, в училищном вокально-инструментальном ансамбле выступал. Как-то летом я у себя на странице в соцсетях выложил фотографии рокеров. Олег тут же вышел со мной на связь и выразил восторг по поводу схожести наших музыкальных вкусов. Предложил прийти играть к ним в рок-группу - там как раз искали басиста. Говорю, какой из меня басист, я даже на гитаре играть не умею. А он мне - научим! Так началась наша дружба. Сейчас я играю на электрогитаре. Мы с Олегом очень быстро нашли общие темы, могли часами разговаривать, очень личным делиться», - рассказывает Олег Наумов.
Он с теплотой вспоминает своего воспитателя с пятого по девятый класс Эдуарда Костенко. С ним можно было спорить, учиться аргументировать свою точку зрения. «Весёлый, позитивный, главное, он нас организации научил. И вот я заметил, дома у меня бардак. А в училище всё по полочкам. И что интересно, когда порядок на столе, в комнате, в портфеле, то и в голове тоже. А сейчас у нас воспитатель - Александр Барков. Говорю ему как-то: «Ручка от дверцы сломалась». Он отвечает: «Ну так пойдём починим». В следующий раз сказал, сломалось - чини сам, и дал шуруповёрт. И всё. Так незаметно мы научились выполнять всю мужскую работу по дому», - говорит Олег Наумов.
Жажда «нужности»
Он признаётся, что сейчас, в 10 классе, уже начинает заранее скучать по училищу, понимая, что скоро покинет его стены.
«И очень редко смогу навещать педагогов, которые сформировали мой характер, помогли определиться с выбором специальности. Например, обожаю историю. И мне предстоит сдавать по ней ЕГЭ. Но когда я увидел, как преподаёт Наталья Викторовна Королевская, вообще был в восторге. Она очень энергично, эмоционально, интересно рассказывает. Мне не хотелось, чтобы урок заканчивался!» - рассказывает кадет.
Кстати, сама Наталья Королевская считает, что на уроках главное - быть честной с детьми, относиться к ним, даже самым младшим, как к личностям.
«То, что пятиклассники плачут, хотят домой - нормально, они привыкли к другой обстановке, им трудно без родителей. Но у каждой группы есть воспитатель, классный руководитель, в штате работает психолог, поэтому стараемся найти подход к любому ребёнку. И в большинстве случаев это удаётся. На мой взгляд, многие принимают окончательное решение, кем станут дальше, на летне-полевой практике в старших классах, когда общаются с профессиональными военными», - комментирует Наталья Королевская.
Ребята имеют право уйти из училища в любой четверти, на любом курсе. Но те, кто остаются, потом рассказывают, что самодисциплина, умение соблюдать субординацию помогли и в обычной жизни.
Старший воспитатель училища Евгений Жмакин уверен, что хороший наставник должен уметь и пошутить, и сделать внушение. Главное - дать возможность ребятам чувствовать себя как дома, в семье, окружить вниманием.
«Мы же с утра до вечера с воспитанниками. Беседуем, общаемся вместо родителей. Здесь без души никак. Некоторые родители определяют детей в училище, чтобы оградить от соблазнов улицы, плохих компаний, вредных привычек. А престижное образование - уже вторично. Практика показывает, что в жизни пригождаются и воспитательные моменты, и полученные знания», - констатирует Евгений Жмакин.
По словам Олега Наумова свободного времени в кадетке нет.
«Я учу с преподавателем китайский язык, английским языком дополнительно занимаюсь, хожу на автодело, играю в рок-группе. К отсутствию свободного времени привыкаешь, и если ты устаёшь, значит, что-то делаешь, день прошёл не зря. Очень многое зависит от того, как ты себя организуешь. Учишься планировать время и дела. Это сложно, но эффективно. А ещё очень хорошо развивается чувство локтя, коллективизма и жажда «нужности». Здесь я понял, что военным ты становишься не только потому, что Родину надо защищать, но ещё и потому, что чувствуешь в себе силы исправить какие-то проблемы, отстоять интересы своей страны», - уверен Олег Наумов.
Между тем
«В 2012 году на Ставрополье открылись первые кадетские классы Следственного комитета Российской Федерации на базе гимназии № 24, - рассказала старший помощник руководителя управления (по учебно-методической работе) Следственного комитета Российской Федерации по Ставропольскому краю Людмила Артамонова. - Сначала набрали группу из десятиклассников, а потом открыли уже на базе восьмых, девятых классов. Сейчас обучение идёт с 8 по 11 классы. Основные предметы те же, что и у других школьников, но есть факультативы, которые направлены на профессиональное ориентирование. В числе прочего там знакомят с особенностями работы не только следственных органов, но и полиции, МЧС, ФСБ. Кроме того, с ребятами встречаются ветераны профессии. Почти половина выпускников стараются поступить в академии Следкома в Москве и Санкт-Петербурге, кто-то выбирает вузы других силовых структур или вообще гражданские. Но почти все признаются, что независимо от жизненного пути им помогло то, что в кадетских классах они развивались физически, учились самодисциплине. Были те, кто после окончания класса пошёл в армию, и кадетское прошлое способствовало успешной адаптации».
Кстати, при отборе будущих кадет ребята сдают вступительные испытания по русскому языку, обществознанию, истории и физкультуре. Но учитываются и другие достижения, например серебряный или золотой значок ГТО.