Примерное время чтения: 7 минут
3056

Воин, кормилец, пример для всех. Легко ли быть мужчиной на Кавказе?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45. АиФ-СК 06/11/2019 Сюжет На одном языке
И в древности, и в наше время мужчины на Кавказе - патриоты и защитники
И в древности, и в наше время мужчины на Кавказе - патриоты и защитники Пресс-служба главы Ингушетии

В начале ноября отмечается Всемирный день мужчин. Непростое историческое прошлое заставило жителей Северного Кавказа особенно тщательно оберегать традиции предков и культурные ценности. «АиФ-СК» узнал, насколько правдивы стереотипы о горячем темпераменте горцев и как изменился идеал мужественности в наши дни.

Старший - младшему пример

Воспитание достойного мужчины на Кавказе начиналось с детства. Представители высших сословий могли отправить мальчиков в чужую семью, чтобы закалить их характер. Эта традиция была популярна у адыгской знати и получила название «аталычество».

«Мальчик покидал родной дом шестилетним и возвращался лишь спустя десять-одиннадцать лет, - рассказал председатель общественной организации «Адыгэ Хасэ» в КБР Мухаммед Хафицэ. - Ребёнок мог жить всё это время не только у адыгов, но и у ингушей или осетин. Когда он возвращался из приёмной семьи, родные дарили ему коня, шашку и кинжал. Оружие и лошадь мог получить и сын незнатных родителей, но эти дары не были такими роскошными».

Мальчик у ингушей становился полноправным мужчиной, когда ему исполнялось 15 лет.

«В этот день собиралась вся родня, резали барана, угощались и праздновали, - рассказал преподаватель «Школы ингушских адатов» Хаваш Албаков. - До того, как ингуши приняли ислам, в честь знаменательной даты могли позволить себе немного спиртного. Юноше дарили кинжал, после чего он становился полноценным защитником семьи и помощником отца. Он мог посвататься к девушке, но на практике свадьба могла наступить и через десять лет после помолвки, потому что на калым и достойный праздник нужно было заработать. Девушке приходилось смиренно ждать, пока жених накопит достаточно денег на торжество и дальнейшую совместную жизнь».

Безжалостные и милосердные

Став по-настоящему взрослым, горец обретал права и обязанности. Пока женщины готовили, стирали, убирали, нянчили детей, ухаживали за стариками, хлопотали в огороде и на скотном дворе, мужчины зарабатывали на пропитание и защищали родную землю от вражеских набегов.

«В ингушском обществе не было князей и слуг, можно сказать, что у них была военная демократия, - объяснил Хаваш Албаков. - Взаимоотношения строились на принципах, которые сейчас называют «золотым законом нравственности»: не делай другим того, чего не желаешь себе. Но жизнь не была похожа на утопию. Условия были суровы, без конфликтов не обходилось. Достаточно было одного слова, чтобы нанести смертельную обиду. В этом смысле можно сказать, что у ингушей горячий темперамент, но он всегда был направлен не на соседей, а на представителей своего же народа».

Строгие неписаные законы существовали не только у ингушей, но и у других народов Северного Кавказа. Особенно жестоко расправлялись с теми, кто посмел покуситься на женщину или ребёнка. Например, адыг вызывал на дуэль того, кто оскорбил его домочадцев или его самого, а если обидчик был простолюдином, убивал его.

«Эксперты считают адыгский этикет одним из сложнейших в мире наряду с японским и французским, - рассказал Мухаммед Хафицэ. - Сегодня соблюдается примерно половина его принципов. Многие его положения заменили государственные законы, остались только те, которые касаются нравственности и хорошего тона».

Уважительное обращение к женщинам и младшим лежит в основе традиций народов Северного Кавказа. Однако особенности этикета не позволяли горцу открыто выражать свои чувства к жене, детям и родителям. Когда мужчина женился и приводил жену в родительский дом, молодожёны старались не разговаривать между собой в присутствии старших, и только наедине могли проявлять свою привязанность.

«Человек, который плохо обращается с женщинами, не может считаться мужчиной, - утверждает министр по национальной политике, внешним связям, печати и информации Чечни Джамбулат Умаров. - Грубость, рукоприкладство и насилие недопустимо для мужчины. Его обязанность - защищать жену, мать, сестёр, детей».

Страшнее смерти для любого горца было изгнание, когда даже родная мать отрекалась от него. Так могли наказать за предательство, дезертирство. Ответственность за некоторые другие преступления ложилась не только на самого нарушителя неписаных законов, но и на его родных, поэтому глава семьи строго следил за всеми домочадцами. Но при этом обязательным для всех кавказских народов мужским качеством было великодушие.

«Мудрый отец и отважный воин - вот кто такой чеченский мужчина, - продолжает Джамбулат Умаров. - Причём воин проявляется только тогда, когда Родине угрожает враг. В остальных случаях мужчина должен быть сдержан, вежлив, щедр и гостеприимен, а к поверженному противнику - милосерден».

Старый не значит «большой»

Не менее важной отличительной чертой горца было и остаётся уважение к старикам: не только к родителям, но и к другим пожилым людям. В доиндустриальную эпоху немногие доживали до седин, поэтому не удивительно, что те, кому это удалось, считались мудрыми и опытными, а их мнение ценилось высоко.

«В ингушском языке есть два словосочетания, касающиеся пожилых людей: «старый человек» и «большой человек», и они не равнозначны, - поделился Хаваш Албаков. - В совет старейшин, который существует по сей день, традиционно входили самые умудрённые опытом мужчины, по одному от каждого рода. Они не обязательно были самыми старшими в роду».

И в Чечне, и в Ингушетии старейшины играют важную роль в жизни общества: с ними советуются местные и региональные власти, и сами они выдвигают инициативы, которые считают полезными. Например, умыкания невест в Чечне удалось пресечь в том числе благодаря помощи старейшин, которые проводили профилактические беседы с молодыми людьми.

«Старшим оказывают почёт и уважение, но всегда смотрят на реальный опыт человека, - объяснил Джамбулат Умаров. - Сами старейшины, в свою очередь, выступают только по важнейшим поводам, и к их мнению и знаниям стоит прислушиваться».

Осетины возлагают на старших особую роль в воспитании потомков.

«Если старший хочет, чтобы младшие были достойными людьми, он должен воспитывать в них любовь к родине и стремление её защищать, - рассуждает зампредседателя Международного общественного движения «Высший совет осетин» Казбек Еналдиев. - Сам старший должен быть образцом для подражания: кто поверит ему, что пить и курить вредно, если его постоянно будут видеть с сигаретой и бутылкой?».

«Рамзан тебе не поможет»

Сегодня национальные традиции во многом уступают соблазнам глобализации. Молодёжь видит, как живут их сверстники в других регионах и за рубежом, перенимает новые привычки. Но идеал кавказского мужчины не меняется: детям по-прежнему читают книги о традиционном образе жизни, рассказывают легенды о доблести и благородстве.

Преподаватели «Школы ингушских адатов» обучают старшеклассников тонкостям ингушского этикета и прививают им любовь к родной культуре и традициям. Молодых адыгов воспитывают в том же ключе. Осетины возродили «Высший совет» для пропаганды традиционных ценностей и воспитания патриотов. Глава ЧР Рамзан Кадыров поручил министру по национальной политике, внешним связям, печати и информации Чечни Джамбулату Умарову следить за поведением чеченских подростков и молодых людей, живущих за пределами республики.

«Буду выезжать в регионы, где живёт много чеченцев, и беседовать с молодёжью, - рассказал Джамбулат Вахидович. - Люди должны понимать, что недопустимо танцевать лезгинку в общественных местах, стрелять на свадьбах, нарушать государственные законы. В прошлом году мы заставили мести улицы хулигана, который бросил банку в сверстника в Москве. Объясняю: если совершишь правонарушение, не проси помощи, Рамзан тебе не поможет. Тебя не только накажут в соответствии с законами, но и опозорят дома. За хамов, подонков и насильников мы вступаться не будем».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах