Примерное время чтения: 9 минут
1965

Шалость, глупость или протест? Почему подростки оскверняют память о Победе

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 6. АиФ-СК 05/02/2020
Тот самый Вечный огонь в Изобильном до того, как его осквернили
Тот самый Вечный огонь в Изобильном до того, как его осквернили Администрация Изобильненского городского округа

В день 77-летия освобождения Ставрополя от фашистской оккупации, 21 января, 11-летний «правнук Победы» в городе Изобильном справил нужду на Вечный огонь. В прошлом году юноши в Будённовске сделали то же с памятником «Родина-мать». Подобные случаи, увы, не редкость по всей стране. Что движет подростками, когда они, смеясь, оскверняют то, что для многих поколений является святым, и что с этим делать, разбирался «АиФ-СК».

Кто виноват?

О том, что произошло в парке Победы Изобильного, жители края узнали из опубликованной в соцсетях и СМИ видеозаписи с камеры видеонаблюдения. На кадрах двое подростков топчутся у Вечного огня. Один из них сначала плюёт, а затем гасит его, помочившись на пламя. Второй наблюдает за происходящим.

Правоохранители быстро нашли вандалов. Ими оказались 11-летний ученик средней школы №2 и его сверстник, не посещающий школу.

«Меры примем самые жёсткие. Директору школы и учителю, с урока которого ушёл ученик, объявим выговор, учителя отстраним от классного руководства. Родителей и детей вызовем на расширенное заседание комиссии по делам несовершеннолетних. Во всех школах проведём родительские собрания, на которых рассмотрим этот вопиющий случай», - написал на своей странице в Инстаграме глава Изобильненского городского округа Владимир Козлов.

Однако многие местные жители осудили намерение главы наказать учителей и директора школы.

«Воспитание идёт из семьи. Директор школы и педагоги стараются, чтобы дети стали достойными людьми. Но есть те, кто по жизни живёт, как сорняк. И школа тут ни при чём!»

«Вы сами им дали право делать, что они хотят! Дома поругали - звоните, жалуйтесь. В школе учитель что-то не то сказал - сообщите,  поможем! Вот к чему это приводит. Подростки сейчас никого не боятся, не уважают и не имеют никаких ценностей», - возмущались подписчики.

Были и те, кто писал, что все ответственны за сохранение нашей истории и памяти, «все виноваты, не надо искать крайнего».

Огонь вечный?

«Я всего лишь хотел проверить: этот огонь правда вечный или его можно потушить?» - признался провинившийся пятиклассник, напуганный тем, какой резонанс вызвали его действия.

Он воспитывается в неполной семье, его растит одна мать. Женщина очень расстроилась, узнав, что натворил её сын.

Второй мальчик не ходит в школу, так как недавно переехал в Изобильный, родители ещё не оформили документы. 

В итоге на заседании в администрации решили: школьники, осквернившие Вечный огонь, для начала изучат и расскажут на следующей встрече, кто захоронен в братской могиле и при каких условиях погибли эти люди. Затем мальчишки станут помогать волонтёрам в сохранении памяти о погибших  в Великой Отечественной войне. Убирать могилы ветеранов, за которыми некому ухаживать, помогать участникам войны, которые ещё живы. За ребятами также закрепят наставников - уважаемых в округе людей. Матерям хулиганов придётся заплатить штраф по 500 рублей за ненадлежащее воспитание детей.

«Шалость? В 11 лет уже надо отдавать отчёт своим действиям, - качает головой заместитель главы администрации Геннадий Иов. - Значит, где-то недорабатываем мы с учителями и родителями».

По его словам, заслуженному директору объявили выговор, как и классному руководителю, за то, что она отпустила мальчика с урока, поверив ему на слово, что он заболел. По правилам, она должна была отправить ребёнка в медпункт.

Мальчик, который проверял Вечный огонь на неугасимость, знает, что перед ним был памятник воевавшим в Великую Отечественную. Но, по мнению психологов, совершённый поступок говорит о том, что знание о войне носит для подростка формальный характер. Дети не чувствуют сопричастности к тем событиям. И здесь огромную роль играет среда, в которой растёт ребёнок. 

«Я считаю, что очень негативно влияет Интернет на воспитание наших детей и подростков. Мы же видим, как относятся к памяти о войне на Украине, переписывают историю, переводят предателей в герои, - говорит Геннадий Иванович. - Мы решили организовать в наших кинотеатрах цикл показов фильмов о войне, прежде всего советских, настоящих. После просмотров будем проводить с ребятами дискуссионные вечера».


Комментарий

Детский психолог Марина Романенко:

«Такое поведение, с одной стороны, обусловлено переходным возрастом у подростков. И если в прежние времена это достигалось за счёт того, что ребёнок брал на себя какие-то «взрослые» обязательства, помогал по дому, ухаживал за младшими, нёс полную ответственность за свою учёбу, то сейчас многие родители слишком контролируют своих детей и не дают им взрослеть. Сами на работе, но по телефону они следят за каждым шагом: куда пошёл, на сколько, что будешь делать и т.д. Ребёнок самостоятельно ничего не может сделать. В итоге они пытаются добиться «взрослости» другими путями: ругаются матом, курят, пьют. «Я буду делать как взрослый». Осквернение памятников - для него тоже может стать олицетворением взрослого мира.

Я беседовала с несколькими подростками о том, как им рассказывают о Великой Отечественной войне. Они описали мероприятия как скучные, неинтересные - «обязалово». Это вызывает протест. «Меня заставили» - стоять возле памятника, сидеть на классных часах. Подростки, которые не прониклись историей войны, смотрят на это как на формальность, зачастую считают, что и учителя, и организаторы проводят всё это для галочки. До детей не доходит, как это было тяжело, страшно, они не понимают, почему это свято. «Какой-то огонь горит, солдат стоит. Да каждый год одно и то же», - говорят подростки.

Что делать? Нет смысла читать нотации, мол, нельзя осквернять. Давление вызовет ещё больший протест, подростки закроются. Нужно разговаривать. Честно, откровенно, от души. Найти то, что дорого для ребёнка. Провести параллель. Знания, соединённые с чувствами. Детям, которые осквернили памятник, важно не просто запретить это делать, а сделать так, чтобы для этого ребёнка память о войне стала чем-то важным, ценным, дорогим».


Мнение эксперта

Доцент кафедры исторических и социально-философских дисциплин ПГУ Константин Каспарян:

«На мой взгляд, первая причина подобных случаев, когда подростки и молодые люди оскверняют память о Великой Отечественной войне, - это наше тяжёлое наследие 1990-х. Отсутствие нравственных ориентиров, вал сомнительного рода литературы и передач. Мы каялись, оправдывались, были перед всеми виноваты. Собственную Победу дискредитировали, оплевали. Писали научные статьи о том, что Зоя Космодемьянская была либо психически нездорова, либо террористка. Кстати, некоторые СМИ то ли спонсируются Западом, то ли симпатизируют ему, продолжают это делать и сегодня.

Подростки, которые сейчас оскверняют памятники, - это дети тех, кто в 1990-е рос в той среде, впитывал всё это. Я не сотрудник системы среднего образования, но много общаюсь с теми подростками, которые приходят в наш исторический дискуссионный клуб при вузе. По словам школьников, встречаются и учителя, которые придерживаются непатриотичных воззрений. Своё мнение они пытаются навязать детям. Попытка возразить вызывает негативную реакцию, вплоть до того, что школьника обвиняют в хамстве и т.д. Либо учитель старается побыстрее закрыть тему. Мы в преддверии 75-летия Победы будем проводить встречи и беседы со старшеклассниками. В какой-то степени мы многих из них «потеряли». Нужно начинать с первого класса. Я вспоминаю, как нас воспитывали, я в 1986 году пошёл в школу. Мы выросли на прекрасных фильмах о войне. Сейчас их тоже снимают, но чаще превращаются в развлекательные блокбастеры. Новые книги - то же самое. Много бредового о войне издаётся большими тиражами с яркими обложками, что привлекает внимание подростков. А серьёзные научные труды найти не так просто, до них, как правило, добираются, став студентами, когда кругозор уже сложился.

А школьники в целом показывают очень слабые знания истории, в том числе о Великой Отечественной войне. Зачастую эту тему просто не успевают изучить в школе. Она остаётся на второе полугодие 11-го класса, в это время уже становится не до того, акцент смещается на подготовку к ЕГЭ, и часто школьники говорят, что эту тему даже не разбирали».


Кстати

Огонь Вечной славы в Изобильном установлен в 1959 году на месте братской могилы. Там захоронены семь красноармейцев, погибших в Гражданскую войну, и двое бойцов, освобождавших город от фашистов в ночь с 21 на 22 января 1943 года.

«Первыми вступили в город кавалеристы. Чтобы сократить потери, послали троих разведчиков узнать о расположении немцев. Выполнив задание, они уже возвращались в часть, но тут их заметили фашисты. В результате двое - украинец Василий Шептий и азербайджанец Аллахверды Гулиев - были убиты», - рассказали в администрации Изобильного.

В 1959 году на месте захоронения был установлен памятник. А в 1984-м один из двоих ныне живущих на Ставрополье Героев Советского Союза, Андрей Лаврентьевич Титенко, зажёг на мемориале Вечный огонь, привезённый с Марсова поля в Санкт-Петербурге.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах