В апреле под колёсами электровелосипеда в Ставрополе оказалась семилетняя девочка. Курьер службы доставки умчал, не вызвав даже скорую для покалеченного ребёнка. Мама обратилась к главе Следкома России. Идёт доследственная проверка.
Число аварий со средствами индивидуальной мобильности растёт по всей стране, в том числе со смертельным исходом. Почему правила дорожного движения и госавтоинспекторы бессильны и как сделать экологический транспорт безопаснее, разбирался «АиФ-СК».
Прогулки с адреналином
Путь по тротуару в Ставрополе всё чаще напоминает оживлённую трассу с мчащимся транспортом. Пешеходы боязливо жмутся к обочине, а мимо них стремительно проносятся СИМы – средства индивидуальной мобильности: электросамокаты, электровелосипеды и проч. Стоит выйти на середину тротуара, как за спиной раздастся резкий гудок, визг тормозов и недовольное ворчание водителя. Нерасторопного пешехода могут лихо «подрезать» или вовсе сбить.
Жительница краевой столицы Екатерина Т. пожаловалась «АиФ-СК», что боится отпустить от себя ребёнка-дошкольника даже на полметра.
«Несколько раз в меня едва не врезались ребята на электросамокатах. Спасала реакция – я успевала отскочить. При этом они даже не пытались затормозить. Сына с первых лет жизни приходится водить, крепко держа за руку. Мне даже страшно представить, что будет с малышом, которого на скорости собьёт такой транспорт. Но ребёнок не собака, чтобы водить его, как на поводке. Почему неудобно должно быть нам? – задаётся вопросом горожанка. – Недавно мы были в Сочи. Там в курортной зоне вообще запрещено ездить на самокатах, а у нас негде спокойно пройтись».
Быстро, опасно и дорого?
Популярность СИМов растёт, кикшеринговые сервисы предлагают арендовать транспорт и быстро доехать до нужной точки. Парковочные станции на каждом шагу. В Ставрополе для этого предусмотрено 575 адресов. Поездки оплачиваются поминутно.
Корреспонденту «АиФ-СК» неспешный заезд длиной три километра на минимальной скорости обошёлся в 220 рублей. Немногим дешевле, чем на такси. Очевидный плюс: удобно объезжать пробки и экономить время в час пик. Минусы: транспорт быстро и легко набирает небезопасную скорость, поездка обходится дорого, мало велодорожек. Большую часть маршрута пришлось ехать по узким тротуарам и лавировать между пешеходами.
По пути неоднократно встречались подростки, гоняющие на арендованных электросамокатах вдвоём. «Зебры» они, как и тротуары, пересекали с ветерком.
Но по правилам дорожного движения езда с пассажирами на электросамокате запрещена. Пешеходный переход обязательно нужно пройти пешком, а по тротуару можно перемещаться только при отсутствии велодорожки и при массе транспорта до 35 кг. Мешать другим участникам движения нельзя – пешеходы в приоритете. Если нет тротуара, позволено ехать по обочине или по правому краю проезжей части. Свод правил не тайна. В приложении с ними знакомят каждого, кто арендует самокат. Вчитываются в них, похоже, не все.
«Коммерсант» со ссылкой на пресс-службу Госавтоинспекции края пишет, что в прошлом году на Ставрополье получили травмы 33 водителя электросамокатов, два человека погибли. В 12 авариях пострадали несовершеннолетние.
Число инцидентов с участием СИМов в 2024 году по стране выросло почти на 43% и превысило 4,4 тыс. В 65,5% случаях фигурируют именно арендованные электросамокаты. По данным МВД, в ДТП с электросамокатами больше 30% раненых - дети от 10 до 17 лет. При этом никаких законодательных изменений до сих пор не последовало, а в КоАП за нарушения ПДД предусмотрен только небольшой штраф от одной до полутора тысяч рублей.
По правилам на СИМ можно разгоняться до 25 км/ч, но прокатные сервисы ограничивают на них скорость до 20 км/ч. На отдельных участках – до 10–15 км. Арендовать самокаты несовершеннолетним кикшеринговые компании запрещают, хотя в ПДД разрешено кататься подросткам от 14 лет.
Мчатся там, где не следует
Сообразительная молодёжь без труда обходит ограничения. Мальчишки и девчонки сканируют QR-код, седлают железных коней и мчатся, рискуя своей и чужой жизнью. Представители кикшерингового бизнеса предложили властям допускать к управлению арендованными СИМами только после верификации на портале «Госуслуги». Минтранс готов провести такой эксперимент.
Нарушителей будут строго наказывать рублём. Недавно прокатные сервисы объявили, что повысили собственные штрафы с 10 до 30 тыс. рублей за использование арендованных СИМов детьми. В Москве за это штрафуют по-крупному – на 100 тыс. рублей. За езду в нетрезвом виде – ещё больше. Некоторые электросамокаты там стали оснащать крупными номерными знаками, по аналогии с автомобильными. Это упрощает идентификацию нарушителей.
Санкции за неправильную парковку и другие нарушения тоже выросли, но не столь существенно. В столице, если верить источникам, за лихачами строго следят городские власти, полицейские и внутренние службы сервисов.
А вот на Ставрополье безответственные водители чувствуют себя вольготно до тех пор, пока не попадутся на глаза автоинспекторам. За последнюю неделю апреля они выявили 14 нарушителей на СИМах.
Запрещать не выход
В администрации Ставропольских парков культуры и отдыха «АиФ-СК» рассказали, что движение на СИМах там запрещено внутренним распоряжением. В парке Победы разрешён проезд по специально выделенной полосе для выезда на соседние улицы. По центральной аллее двигаться на электросамокатах и велосипедах нельзя. Если кому-то удалось проскочить мимо охраны, его остановят и попросят свернуть на боковые аллеи.
Чтобы прохожие могли передать информацию о гонщиках, ассоциация операторов микромобильности запустила чат-бот в Телеграме. Туда надо отправить адрес, название сервиса, номер самоката и прикрепить фото или видео с нарушением. Но вот незадача: Махачкала и Владикавказ в списке бота есть, Ставрополя – нет.
Урбанист Андрей Черняков приветствует рост числа СИМов на улицах краевого центра. Однако инфраструктура к этому не готова.
«Сохраняются места, где на тротуарах есть высокие съезды и бордюры. Это небезопасно. Кроме того, не обойтись без развития велоинфраструктуры, которой активно пользуются самокатчики. Велодорожек явно недостаточно», – отметил он.
Если их будет больше, у водителей электросамокатов и велосипедистов не возникнет желания ездить по дорогам и тротуарам, а значит, аварий будет меньше.
«Вопросом нужно заниматься комплексно. Идти по пути запретов не совсем правильно, поскольку альтернативы СИМам нет», – резюмировал урбанист.