Примерное время чтения: 5 минут
1249

По барану на человека. Как в Ингушетии отмечали Курбан-байрам

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. АиФ-СК №36 06/09/2017
Ахмед Осмиев / Из личного архива

Старинный ритуал

Сам праздник в исламе символизирует жертвенность, и его история восходит к пророку Ибрахиму (Аврааму), веру которого Всевышний испытал, повелев ему заклать сына Исмаила. Согласно исламскому преданию, в тот момент, когда Ибрахим уже готов был сделать это, Всевышний ниспослал барана, которого и принёс в жертву Ибрахим. С тех пор мусульмане повторяют за Ибрахимом обряд жертвоприношения, памятуя о его беззаветном служении Богу.

Жертвоприношение желательно, но не является обязанностью. Обряд тесно связан с паломничеством к исламским святыням в Саудовской Аравии, так как знаменует завершение этого ритуала. Мусульмане совершают жертвоприношение по мере своих материальных возможностей.

Закланию в исламе подлежит крупный и мелкий рогатый скот, но особенной популярностью пользуются бараны. Одну корову или бычка приносят в жертву семь человек, а один баран принимается как жертвоприношение от одного человека.

Курбан-байрам в Ингушетии проходит немного иначе, чем другой мусульманский праздник – Ураза-байрам (Ид аль-Фитр). Первый принято праздновать в более узком семейном кругу, нежели Ураза-байрам, который в республике отмечается с большим размахом.

В Ингушетии в этот день во всех мечетях мужчины проводят праздничный молебен. После молитвы они обычно расходятся, для того чтобы провести жертвоприношения. Мясо жертвенного животного делится на три части: одну часть отдают бедным, вторую раздают как милостыню, третью оставляют для своих семей. К праздничному столу принято подавать блюда, приготовленные из жертвенного мяса. 

В пользу бедных

«Традиционно в этот день наша семья встаёт пораньше, - рассказывает известный в республике журналист Шамсудин Боков. - Женщины начинают приготовления к празднику, а я отправляюсь в мечеть на праздничную молитву. Вот уже десять лет я участвую в коллективной молитве в одной и той же мечети – Центральной мечети Назрани. После чего посещаю кладбище, где мы читаем молитву по нашим усопшим. День знаний наши праздничные планы не нарушил. Я успел после молитвы отвезти детей на школьную линейку. До сих пор я проводил жертвоприношение вместе с родственниками, и мы делили бычка или же я один резал барана. В этот году я посмотрел на это немного под другим углом. У ингушей принято раздавать мясо родственникам, и часто оно попадает не к нуждающимся людям, хотя полагается именно им. Я обрадовался, когда узнал, что наш крупнейший благотворительный фонд «Тешам» берётся провести за всех желающих обряд жертвоприношения, а мясо раздать нуждающимся. Доверил им эти хлопоты».

Шамсудин отмечает, что праздник для него проходит в кругу близких людей, но он надеется, что со временем Курбан-байрам будет проходить в республике так же масштабно, как и Ураза-байрам, когда в двери может постучаться любой человек.

«Таких массовых посещений, как на Ураза-байрам, у нас не бывает, но в течение праздничных дней мы объезжаем близких родственников, поздравляем их и раздаём жертвенное мясо. Застолье проводим в узком кругу. С каждым годом общественные организации, молодёжные активисты проводят всё более массовые праздничные мероприятия, и праздник постепенно выходит за рамки семейного круга», - признаётся Шамсудин.

Жительница города Назрани Лиза Мальсагова больше всего в эти дни думает о детях. Она уверена, что они в первую очередь должны прочувствовать атмосферу праздника.

«Для меня очень важно дарить подарки своим детям, детям родственников. Я стараюсь, чтобы подарки были в коробках и с бантами, так как помню, что в детстве мне особенно было приятно открывать такие упаковки. Наши дети рисуют и дарят друг другу праздничные открытки. Потом мы все собираемся за праздничным столом», - рассказывает Лиза.

За рамки семейного

В этом году три культурно-просветительских центра – «Эздел», «Ираз» и «Гармония» - в сотрудничестве с благотворительными фондами и мэрией организовали в Назрани праздник «Счастливый Курбан-байрам».  В нём приняли участие более пяти тысяч человек.

«К нам приехал известный дагестанский исполнитель исламских песен-нашидов Хадис Абиев, - рассказал представитель культурно-просветительского центра «Эздел» Орцы Оздоев. - Праздник сопровождался чтением Корана, а также конкурсами, эстафетами для детей и взрослых. Перед собравшимися выступили гимнасты, борцы-вольники. Мужчин мы заняли силовыми конкурсами. Работала ярмарка. Раздали около трёхсот сувениров и подарков. Также для гостей приготовили два казана мясного плова, угостили им более двух тысяч человек. Такой же праздник провели на следующий день в Малгобеке».

Представительницы женской организации «Ираз» в этот день старались создать праздничную атмосферу для женщин и детей.

«В связи с отсутствием в республике досуговых площадок для женщин, это мероприятие имело огромный успех, - говорит руководитель центра Аза Дидигова. - За четыре года, что оно проводится, наш праздник стал всенародно любимым. В программу входят  конкурсы, тематические викторины, мастер-классы, активные игры. Отдельно проводятся соревнования для мам и детей. Мы со своей стороны приготовили сладкие угощения - фрукты и выпечку. Большой интерес вызвала секция мехенди (роспись хной), аттракционы, выставка изделий декоративно-прикладного искусства и многое другое. Этот день стирает все различия между людьми, всех объединяет дух праздника».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах