Примерное время чтения: 8 минут
1600

Никто не застрахован? Почему тысячи водителей не могут оформить полис ОСАГО

АиФ-СК №33 17/08/2016
В ДТП без ОСАГО не обойтись.
В ДТП без ОСАГО не обойтись. АиФ

Страховые компании саботируют выдачу полисов ОСАГО: на это в редакцию «АиФ-СК» жалуются жители и крупных городов, и маленьких сёл. Почему люди месяцами не могут оформить обязательное страхование автогражданской ответственности и вынуждены нарушать закон – в нашем материале.

Полис – на вес золота

Сегодня по всей России действуют несколько десятков страховых компаний, предлагающих услуги по автострахованию. На сайтах каждой из них есть электронный калькулятор, по которому можно рассчитать стоимость страховки. Автомобилисты, рассчитав, что полис примерно обойдётся в 4500 рублей, при его оформлении на месте получают сумму выше в разы. И это не единственный сюрприз, с которым столкнулись автовладельцы в этом году.

«Три недели нарушаю закон, езжу без страховки, потому что не могу её оформить, – рассказывает жительница Ставрополя Елена Смирнова. – Побывала в нескольких страховых компаниях. В «Ингосстрахе» и «Максе» нет бланков полисов ОСАГО, в «Ресо» мои знакомые записались в очередь, были 300-ми, за три недели их очередь продвинулась всего на 50 позиций. В «Согазе» очередь двигалась быстрее, отстояв минут 20 на улице, меня запустили в офис и назначили время, когда прийти. Предварительно сказали, что полис обойдётся в 5000 рублей. Когда пришла на оформление, его цены выросла в два раза! Почему? Никто не объяснил».

Кстати, на официальном сайте Российского союза автостраховщиков указан базовый тариф ОСАГО – от 3432 рублей до 4118 рублей.

«Мы уже несколько месяцев ездим на свой страх без страховки, - говорит жительница Кировского района Светлана И. – В прошлом году купили полис за 3000 рублей, но нас обманули и тогда, заставив ещё за 2000 рублей застраховать жизнь. В этом году меньше чем за 7000 рублей страховку найти не можем. Раньше учитывали понижающие коэффициенты – мы проживаем в сельской местности, стаж водителя – 30 лет, не было ни одной аварии. А теперь это в расчет не берут. У нас ВАЗ-2107, машине уже 14 лет, а мы – пенсионеры. Почему же ОСАГО так дорого нам обходится?»

Крайних нет

В большинстве страховых компаний «АиФ-СК» вовсе отказались комментировать сложившуюся ситуацию, пояснив, что в крае – лишь филиалы федеральных компаний – региональных пресс-служб у них нет.

Но в одной компании пояснили, что работают в полном соответствии с законодательством, а виноват во всём кадровый дефицит.

«Обслуживаем клиентов в часы работы офисов продаж компании и в порядке живой очереди, – поясняет руководитель управления по связям с общественностью АО «СОГАЗ» Екатерина Двойникова. – Только за первый квартал 2016 года наша компания увеличила продажи полисов ОСАГО в Ставропольском крае на 70% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом количество страховщиков ОСАГО в регионе снижается».

Если еще несколько лет назад их было более 30, то сейчас всего 20, а активно работающих – еще меньше. Клиенты ушедших с рынка компаний вынуждены обращаться к тем страховщикам, которые продолжают работать, что в ряде случаев, к сожалению, может приводить к очередям.

В Управлении Роспотребнадзора по СК сообщили, что за первое полугодие к ним поступило 97 обращений от владельцев транспортных средств в отношении договоров ОСАГО.

В основном жаловались на то, что навязывают дополнительные услуги (страхование жизни и здоровья), на отсутствие бланков страхования, завышение цен страховки и большие очереди. Однако Роспотребнадзор теперь не регулирует вопросы с ОСАГО, а все обращения потребителей в соответствии с законом переправляют в Управление службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров. 

ФАС не укусит

Бессильна в этой ситуации и Федеральная антимонопольная служба.

Кстати
Жалобы на недобросовестных страховщиков рассматривают в Управлении службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в ЮФО по адресу: г. Ростов-­на­-Дону, ул. Соколова, 22 а. Лучше всего отправить письмо через почту с уведомлением, тогда вы будете знать, что ваша жалоба дошла до адресата и когда именно передали ваше письмо в управление.

«С этого года изменился федеральный закон, - объясняет заместитель руководителя Ставропольского УФАС России Дмитрий Сапунов. - Теперь мы можем рассматривать факты злоупотребления доминирующим положением в отношении только потребителей юридических лиц, либо граждан, если это касается неопределённого круга лиц. А частные обращения граждан мы не рассматриваем.

Но когда у нас были такие полномочия, мы возбудили несколько дел в отношении компании Росгосстрах, поскольку у неё доминирующее положение на территории Ставропольского края. А они навязывали дополнительные услуги, мол, выдадим вам ОСАГО, если застрахуете ещё и жизнь. За это компания была наказана, подобные нарушения прекратила и выплатила штраф больше чем 600 000 рублей».

По закону ОСАГО – это самостоятельное страхование, и навязывание дополнительных видов страхования недопустимо.

«Теперь граждане могут обращаться с жалобами на страховщиков в Центральный банк России, поскольку лицензированием страховых компаний занимается он, - продолжает Сапунов. – В Центробанке можно уточнить и каков тариф на ОСАГО. После обращений СМИ мы решили провести дополнительную проверку. Ведь граждане говорят, что страховые сговорились. Вот мы это и проверим».

Комментарий

Юрист Виктория Корзун:

«Я думаю, что такой ажиотаж связан с отсутствием коммерческого интереса у страховых компаний, потому что, как и любая другая коммерческая организация, они работают ради прибыли, по ОСАГО они не получают того, чего хотят.

Об этом говорит и тот факт, что когда-­то они лоббировали и повышение тарифов. Им пошли навстречу и утвердили положение по подаче заявок на ОСАГО в режиме онлайн. Это экономит ресурсы по оформлению полисов и оплате труда сотрудников. Но, видимо, недостаточно этого для страховых компаний.

Я бы порекомендовала обращаться в Центральный банк, чтобы осуществлять более жёсткий надзор за страховыми компаниями. Они не имеют права отказывать людям в оформлении обязательной автогражданки, это публичный договор, он предполагает обязательное согласие страховых компаний на эту работу. Говорить о том, что программа «зависла» или полисы закончились, тоже не имеют права.

Это, в первую очередь, их проблема, и они должны её решать сами, а не за счёт клиентов. Клиент имеет право требовать от них официальное письменное объяснение причины отказа. Это объяснение вместе с жалобой нужно затем отправить в Центробанк. Если будем все так поступать, возможно, чего­-то добьёмся. Страховые компании нужно держать в страхе!»

Точка зрения

Председатель краевого отделения Всероссийского общества автомобилистов Вячеслав Шабунин:

«Страховым компаниям невыгодно заниматься полисами ОСАГО! Есть случаи, когда страховщики напрямую говорили, что страховать старенькую «Оку» им просто нет никакого интереса, но если при этом ещё что­-то у них застрахуете, тогда, может, и «Оку» оформим. Им выгодно страховать только дорогие и прочные машины, которые меньше рискуют попасть в аварию, а если попадают, то с минимальным ущербом. Им хочется, чтобы только чистая прибыль была! А так за страховку они получат мало, а в случае несчастного случая и вовсе придётся раскошелиться.

Бороться с этим можно только на федеральном уровне, отменив штрафные санкции из-­за отсутствия страховки. Нужно сделать страхование действительно добровольным, а не добровольно-принудительным! Вот тогда страховщики сами будут бегать за автомобилистами, чтобы те у них застраховались. А так автовладельцев просто «зажали». С одной стороны, штрафы от ГИБДД, с другой – умышленное затягивание сроков оформления ОСАГО».

Сколько будет стоить ОСАГО?  Читать далее >> 

Оцените материал
Оставить комментарий (3)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах