Сегодня на Юго-Западе, по данным риелторов, самые дешёвые в городе квадратные метры. Один «квадрат» стоит от 26 до 32 тыс. руб., в то время как в центре Ставрополя его цена варьируется от 45 до 50 тыс.
Неудивительно, что стремительнее всего население краевой столицы прирастает именно на юге.
Инфраструктуры не хватает
Пару лет назад в одной из местных школ вынуждены были открыть… 11 первых классов. В детской поликлинике №3 и «взрослой» №6 очередь за бесплатными талончиками к врачам люди вынуждены занимать с трёх часов ночи!
Новую поликлинику и школу в этой части города уже не первый год «лоббирует» сопредседатель Общероссийского народного фронта РФ Ольга Тимофеева. По её словам, поликлинику на 720 посещений в смену удалось включить в Федеральную целевую программу «Юг России». Проект медучреждения разработан. Вот только место, которое выбрали для строительства (возле Татарского городища), эксперты считают неудачным. Мы уже писали о том, что канализационную трубу планируют вывести прямо в лес. Это может погубить уникальный памятник истории и архитектуры.
«А наша головная боль – это каждодневный поиск парковки», – жалуется жительница юго-запада Екатерина Петрова.
Как сообщил Дмитрий ПОЛУЛЯХ, руководитель комитета городского хозяйства, количество парковочных мест определяют застройщики. Нормы расчёта автостоянок прописаны в документе «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Но расчёты носят лишь рекомендательный характер.
«Парковки обязательно должны контролировать власти, – полагает Евгений Баграмов, водитель троллейбуса из Ставрополя. – Но «железных коней» всё чаще загоняют на детские площадки, вырубают для автостоянок деревья, уничтожают газоны. Всё это – варварство. И даже платные парковки в спальных районах, на мой взгляд, не спасут ситуацию, потому что люди у нас в основном не богатые. Поэтому должно быть чёткое планирование. Ещё до строительства дома или торгового центра нужно составлять схемы парковочных мест».
Бегущий человек
Недавно соседняя с проспектом ул. Октябрьская заметно преобразилась: там появились новые остановочные павильоны с современным освещением. Тротуары замостили новой плиткой. Но стоит пройти метров 500 – и взору предстаёт совсем другая картина. На пр-те Кулакова, возле 14-этажного комплекса «Рубин», скоростную трассу пешеходы каждый день преодолевают, будто полосу препятствий.
«Добраться до конечной остановки автобуса №10, везущего в центр, можно двумя способами, – рассказывает местный житель Николай. – Оба – очень неудобные. Можно сделать крюк с километр. Или с риском для жизни пересечь две полосы трассы. Ведь ни светофора, ни «зебры» возле жилого комплекса нет. Неудивительно, что на этом участке – постоянные ДТП».
Но в комитете городского хозяйства считают, что расстояние в километр до светофора – не проблема. Так же, как и отсутствие тротуара от светофора до остановки. Нет и остановочного павильона на конечной автобуса №10. Стоять приходится на обочине, утопая в грязи, под дождём и снегом.
Без школ
Но самые, пожалуй, безнадёжные окраины – это Чапаевка и 204-й квартал. В обоих микрорайонах нет ни одной школы! Детвора по утрам «штурмует» маршрутки, чтобы добраться до учебных заведений, самые близкие из которых – в нескольких километрах от микрорайонов.
«Школу нам обещают уже 20 лет! – возмущается жительница Чапаевки Надежда Лабутенко. – Даже фундамент положили, но потом… всё заросло бурьяном. Мои дети всё детство протряслись в автобусах. Сейчас подрастают внуки…»
И уж совсем бесправными выглядят так называемые дачники: люди, которые вынуждены круглый год жить в садовых товариществах, потому что на другое жильё денег собрать не смогли.
Зачастую добраться туда можно только на дачных автобусах. Но этот транспорт ходит лишь с весны по осень. Сколько раз просили горожане сделать эти маршруты круглогодичными!
«Это невозможно, – отмахиваются в комитете городского хозяйства. – Ведь на большинстве специальных дачных маршрутов дороги гравийные, поэтому обеспечить безопасность перевозок поздней осенью и зимой мы не можем».
«На дачи неохотно едёт «Скорая помощь», потому что подъездов к некоторым товариществам нет. Участковых тоже вызвать трудно, – говорит Елена АНИЩЕНКО, председатель Союза садоводов Ставрополья. – Но самая тяжёлая проблема – дороги. На северо-западе при расширении пр-та Кулакова о некоторых дачных товариществах не подумали. Теперь людям, чтобы выехать «в город», нужно делать огромный крюк!»
Недавно городские власти нескольким товариществам выделили субсидии на обустройство подъездных дорог к дачам. Средства дали на условиях софинансирования. Получается, что если дачный кооператив бедный, ездить придётся по разбитым дорогам?
Мнение эксперта
Виктор Маркелов, президент Альянса свободных архитекторов Ставрополья:
«Ещё много лет назад я говорил о том, что Ставрополь желательно расширять на восток: там мягче климат, нет промышленных предприятий. Но руководители промышленных предприятий, расположенных на северозападе, попросили разрешения строить общежития для рабочих неподалёку от этих предприятий. Им разрешили. А ведь именно там – все главные родники города! На югозападе же, где в последние годы вырос целый город в городе, множество балок, изза которых транспортное сообщение затруднено. Неудивительно, что пробки стали наказанием для жителей этой части Ставрополя.
Что касается многочисленных новых микрорайонов, выросших на окраинах, зачастую ни о каких градостроительных нормах там нет и речи. По СНИПу положено, чтобы возле многоэтажек были детские площадки – и их ставят. Но как! Зачастую это асфальтовый пятачок с качелями.
Раньше все подобные «мелочи» тщательно обсуждали. Помимо Генплана в обязательном порядке разрабатывали и проекты застройки отдельных районов. Может, стоит эту практику вернуть?
Увы, окраины – это спальные районы в худшем понимании этого слова. Культурной и спортивной жизни там почти нет. Сколько лет у нас «строят» Ледовый дворец на югозападе? Почему там всего один кинотеатр? Почему все вузы – в центре?»