aif.ru counter
865

Не до окраин. Когда решат проблемы спальных районов Ставрополя

АиФ-СК №50 09/12/2015
Елена Панкова / АиФ

Сегодня на Юго-Западе, по данным риелторов, самые дешёвые в городе квадратные метры. Один «квадрат» стоит от 26 до 32 тыс. руб., в то время как в центре Ставрополя его цена варьируется от 45 до 50 тыс.

Неудивительно, что стремительнее всего население краевой столицы прирастает именно на юге.

Инфраструктуры не хватает

Но за дешевизну «южане» расплачиваются самыми длинными «пробками», битком забитыми маршрутками и чудовищно переполненными соцучреждениями.

Пару лет назад в одной из местных школ вынуждены были открыть… 11 первых классов. В детской поликлинике №3 и «взрослой» №6 очередь за бесплатными талончиками к врачам люди вынуждены занимать с трёх часов ночи!

Новую поликлинику и школу в этой части города уже не первый год «лоббирует» сопредседатель Общероссийского народного фронта РФ Ольга Тимофеева. По её словам, поликлинику на 720 посещений в смену удалось включить в Федеральную целевую программу «Юг России». Проект медучреждения разработан. Вот только место, которое выбрали для строительства (возле Татарского городища), эксперты считают неудачным. Мы уже писали о том, что канализационную трубу планируют вывести прямо в лес. Это может погубить уникальный памятник истории и архитектуры.

«А наша головная боль – это каждодневный поиск парковки», – жалуется жительница юго-запада Екатерина Петрова.

Как сообщил Дмитрий ПОЛУЛЯХ, руководитель комитета городского хозяйства, количество парковочных мест определяют застройщики. Нормы расчёта автостоянок прописаны в документе «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Но расчёты носят лишь рекомендательный характер.

«Парковки обязательно должны контролировать власти, – полагает Евгений Баграмов, водитель троллейбуса из Ставрополя. – Но «железных коней» всё чаще загоняют на детские площадки, вырубают для автостоянок деревья, уничтожают газоны. Всё это – варварство. И даже платные парковки в спальных районах, на мой взгляд, не спасут ситуацию, потому что люди у нас в основном не богатые. Поэтому должно быть чёткое планирование. Ещё до строительства дома или торгового центра нужно составлять схемы парковочных мест».

Бегущий человек

Другая стремительно заселяющаяся окраина – северо-западная. На проспекте Кулакова в последние годы заметно прибавилось новостроек. Но, как и в большинстве новых микрорайонов города, застройщики не озабочены возведением возле них школ, детсадов, поликлиник…

Недавно соседняя с проспектом ул. Октябрьская заметно преобразилась: там появились новые остановочные павильоны с современным освещением. Тротуары замостили новой плиткой. Но стоит пройти метров 500 – и взору предстаёт совсем другая картина. На пр-те Кулакова, возле 14-этажного комплекса «Рубин», скоростную трассу пешеходы каждый день преодолевают, будто полосу препятствий.

«Добраться до конечной остановки автобуса №10, везущего в центр, можно двумя способами, – рассказывает местный житель Николай. – Оба – очень неудобные. Можно сделать крюк с километр. Или с риском для жизни пересечь две полосы трассы. Ведь ни светофора, ни «зебры» возле жилого комплекса нет. Неудивительно, что на этом участке – постоянные ДТП».

Но в комитете городского хозяйства считают, что расстояние в километр до светофора – не проблема. Так же, как и отсутствие тротуара от светофора до остановки. Нет и остановочного павильона на конечной автобуса №10. Стоять приходится на обочине, утопая в грязи, под дождём и снегом.

Без школ

Но самые, пожалуй, безнадёжные окраины – это Чапаевка и 204-й квартал. В обоих микрорайонах нет ни одной школы! Детвора по утрам «штурмует» маршрутки, чтобы добраться до учебных заведений, самые близкие из которых – в нескольких километрах от микрорайонов.

«Школу нам обещают уже 20 лет! – возмущается жительница Чапаевки Надежда Лабутенко. – Даже фундамент положили, но потом… всё заросло бурьяном. Мои дети всё детство протряслись в автобусах. Сейчас подрастают внуки…»

И уж совсем бесправными выглядят так называемые дачники: люди, которые вынуждены круглый год жить в садовых товариществах, потому что на другое жильё денег собрать не смогли.

Зачастую добраться туда можно только на дачных автобусах. Но этот транспорт ходит лишь с весны по осень. Сколько раз просили горожане сделать эти маршруты круглогодичными!

«Это невозможно, – отмахиваются в комитете городского хозяйства. – Ведь на большинстве специальных дачных маршрутов дороги гравийные, поэтому обеспечить безопасность перевозок поздней осенью и зимой мы не можем».

«На дачи неохотно едёт «Скорая помощь», потому что подъездов к некоторым товариществам нет. Участковых тоже вызвать трудно, – говорит Елена АНИЩЕНКО, председатель Союза садоводов Ставрополья. – Но самая тяжёлая проблема – дороги. На северо-западе при расширении пр-та Кулакова о некоторых дачных товариществах не подумали. Теперь людям, чтобы выехать «в город», нужно делать огромный крюк!»

Недавно городские власти нескольким товариществам выделили субсидии на обустройство подъездных дорог к дачам. Средства дали на условиях софинансирования. Получается, что если дачный кооператив бедный, ездить придётся по разбитым дорогам?

Мнение эксперта

Виктор Маркелов, президент Альянса свободных архитекторов Ставрополья: 

«Ещё много лет назад я говорил о том, что Ставрополь желательно расширять на восток: там мягче климат, нет промышленных предприятий. Но руководители промышленных предприятий, расположенных на северо­западе, попросили разрешения строить общежития для рабочих неподалёку от этих предприятий. Им разрешили. А ведь именно там – все главные родники города! На юго­западе же, где в последние годы вырос целый город в городе, ­ множество балок, из­за которых транспортное сообщение затруднено. Неудивительно, что пробки стали наказанием для жителей этой части Ставрополя.

Что касается многочисленных новых микрорайонов, выросших на окраинах, зачастую ни о каких градостроительных нормах там нет и речи. По СНИПу положено, чтобы возле многоэтажек были детские площадки – и их ставят. Но как! Зачастую это асфальтовый пятачок с качелями.

Раньше все подобные «мелочи» тщательно обсуждали. Помимо Генплана в обязательном порядке разрабатывали и проекты застройки отдельных районов. Может, стоит эту практику вернуть?

Увы, окраины – это спальные районы в худшем понимании этого слова. Культурной и спортивной жизни там почти нет. Сколько лет у нас «строят» Ледовый дворец на юго­западе? Почему там всего один кинотеатр? Почему все вузы – в центре?»

Комментарий
Роман Нутрихин, доцент Северо-­Кавказского федерального университета, краевед:

«Меня, как учёного, больше волнуют проблемы сохранения исторического наследия. Наши чиновники и бизнесмены в погоне за прибылью губят юго­-запад города. А это ведь уникальная территория, где распложено несколько древних городищ. Татарское и Грушевское городища имеют мировую ценность! Но обоим наносит большой вред неконтролируемая массовая застройка. Многоэтажки обступили эти памятники истории и археологии со всех сторон. В Грушевском городище мы уже потеряли возможность создать музей под открытым небом. Татарское городище, на территории которого когда­-то был один из крупнейших городов древности и средневековья, «облепили» дачами, а теперь там появился и новый микрорайон. А ведь это памятник федерального значения!»

Мнение ученого
Борис Галай, профессор СКФУ, академик РАЕН:

«Ставрополь ­ один из самых оползневых городов России, а наши грунты – довольно слабые. При возведении новых микрорайонов это обязательно нужно учитывать. Краю очень нужна региональная Концепция долгосрочного развития строительства и ЖКХ. В первую очередь в неё нужно включить каталог аварийных объектов, провести паспортизацию и мониторинг жилья, составить пособие по проектированию оснований и фундаментов зданий, экологические паспорта и др.

А главное – строительство новых домов должно быть под геотехническим контролем. Ещё, на мой взгляд, нужно проводить опытно-­производственные проверки новых методов строительства».

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах