Эксперты констатируют: на Северном Кавказе всё большее влияние на светское общество оказывают мусульманские традиции. Например, в Чечне и Ингушетии наравне со светскими судами действуют шариатские. При органах власти работают советы старейшин, которые, принимая то или иное решение, зачастую апеллируют к муфтияту республики.
О том, какую роль играет религия на Северном Кавказе, как прийти к согласию и к чему прислушаются мусульмане всего мира, читайте в материале «АиФ-СК».
Какую роль играет религия?
«Сегодня государство всё чаще втягивается в религиозные дискуссии, которые всё реже позволяют ему оставаться по-светски беспристрастным, - комментирует Юрий Васильев, политолог, директор ставропольского филиала Президентской академии. – Исламизм предлагает общество, построенное по лекалу мусульманского идеала. Поэтому руководители государства порой оказываются в трудном положении, пытаясь втиснуть мусульман в тесные рамки светскости».
«Основополагающий принцип светскости государства заложен в Конституции РФ, но полностью отделить религию от политики невозможно по ряду причин, - говорит Абдулла Омаров, представитель Дагестана в Ставропольском крае. - Влияние религиозных представлений на политическое поведение людей в северокавказских сообществах существенно».
Как прийти к согласию?
Необходима концепция государственно-конфессиональных отношений в РФ - к такому выводу еще год назад пришли участники расширенного заседания Общественного совета СКФО на тему: «Межрелигиозные отношения и внутриконфессиональный диалог на Северном Кавказе».
«Ислам - неотъемлемая часть российской истории и культуры, ментальности, - продолжает Омаров. - Государство должно выработать и реализовывать принципиальную позицию по отношению к его базовому принципу, но адекватно своей позиции к иным религиям России».
Эксперт считает, что государственно-исламские отношения сегодня складываются в вопросах решения различных социально-политических задач. Увы, возможности сотрудничества органов государственной власти, институтов гражданского общества с исламскими организациями используются лишь частично.
«Доктрина сегодняшнего российского ислама как части мирового ислама, практически не разработана. Многие нормы исламского бытия, вполне успешного для своего времени, входят в противоречие с реальностями XXI века, - полагает Омаров. - И проблема здесь вовсе не в религии, а в отсутствии творческого и конструктивного подхода к пониманию того, каким должен быть ислам с позиций современности».
К чему прислушаются?
Эксперты полагают, что в России нужно сформировать собственную теологическую школу, которая не только обеспечит суверенитет российского духовного пространства. К ней станут прислушиваться мусульмане всего мира.
Ключевое направление, по мнению многих экспертов, – это использование позитивного потенциала ислама в демократических преобразованиях, направленных на укрепление российской государственности.
«Северный Кавказ силён демократическими традициями управления территориями и этническими сообществами, - полагает Юрий Васильев, - механизмы демократии работали не через личность и её права, а через общину. Нужно возрождать институты традиционного общества в их модернизированной форме и бережно вписывать его институты в структуру гражданского общества как элементы народной демократии. Только эти противовесы помогут органам госвласти резко противостоять радикализму, тотальной клановости, коррупции».
У мусульманских священников – схожая позиция.
«Только объединившись, можно противостоять такому мировому злу, как терроризм. На практике эту работу проводим активно. «Круглые столы», встречи со школьниками, студентами, семинары, посвящённые взаимодействию мусульман и государства, стали традиционными», - утверждает Хазраталий Дзасежев, руководитель Духовного управления мусульман КБР.
Мнение
Мурат Хоконов, кандидат философских наук, доцент Кабардино-Балкарского госуниверситета:
«Сегодня на Северном Кавказе происходит интенсивное проникновение и распространение исламских ценностей. Больше всего это затрагивает подрастающее поколение. Почему так получилось? В 90-е у российской молодёжи появилось грандиозное количество форм и способов социокультурных идентичностей, выбор которых уже диктовало не государство.
На Северном Кавказе на фоне отсутствия чёткой молодёжной политики страны в 90-е религиозный фактор, в том числе исламский, стал консолидирующим.
Но религиозная идентичность и светское мировоззрение не должны вступать в конфликт. За эти 20 с лишним лет на Кавказе выросло поколение, мировоззрение которого зачастую имеет весьма причудливые формы. Встречаются даже социальные ячейки, которые негативно относятся к светским наукам, например, к астрономии.
При этом традиционные этнокультурные модели взаимоотношений между поколениями, сложившаяся на протяжении многих столетий специфика семейного воспитания, уважительного отношения к старшему поколению, вообще понимание старшинства, принадлежность к роду играют в регионе пока роль стабилизирующего фактора.
Что в этой ситуации предпринимать? Нужны ранние профилактические меры. Необходима просветительская работа по специальным образовательным программам, нужно усовершенствовать молодёжную политику в стране. Просветительскую работу на Кавказе следует начинать с младших классов школы, акцентируясь на том, как подрастающее поколение усваивает родной язык и родную литературу.
Но пока в школах региона слишком мало внимания уделяют изучению фольклора, эпического наследия народов Кавказа, традиционного этикета, этики. А они могут быть стержневыми компонентами современных образовательных технологий. Только через диалог светского общества и религиозной молодёжи, через просвещение возможно развитие любого общества».
Комментарий
Ислам Сайдаев, политолог, эксперт, член правления РАОО «Кавказский миротворческий форум»:
«Сегодня, говоря о светскости нашего государства, многие почему-то подразумевают под ней атеизм. Но у нас давно уже многоконфессиональное государство. Настороженное отношение государства к исламу можно объяснить двумя войнами. Но сепаратисты ничего общего с исламом не имели. С каждым годом верующих, в том числе мусульман, будет становиться всё больше. При этом в федеральном правительстве до сих пор нет министерства по делам национальностей и религий. А одними запретами уже не обойтись.
При этом и сами мусульмане, разумеется, должны понимать, что живут совсем не в том обществе, которое было, когда ислам пришёл на Северный Кавказ. Во времена Кавказской войны нормальными считались набеги горцев на казаков, потому что тогда они враждовали. Сегодня это криминал».
Борис Аджаев, один из учредителей религиозной организации мусульман Ставрополя:
«Неверно думать, что ислам насаждают огнём и мечом. Нет, такие люди не имеют права называться мусульманами. Ислам можно принять только добровольно.
Один из переводов слова «ислам» - это «покорность». Истинные верующие никогда не шли против государства. Мне уже больше 70-ти лет, я жил при разных государственных режимах, имею государственные награды, потому что моя вера не мешает мне быть патриотом России.
Когда в 90-е годы прошлого века мы создавали религиозную организацию мусульман Ставрополя, её устав писали в соответствии с ФЗ «О свободе совести и религиозных объединений».