История студентки МГУ, которая приняла ислам и отправилась в Сирию, вызвала широкий резонанс. Между тем в ставропольских вузах типично славянские лица в хиджабах тоже встречаются. Так же, как и студенты, под влиянием вербовщиков поменявшие шариковую ручку на оружие.
В чём сходство?
Марина Тимченко, «АиФ-СК»: В Норвегии посчитали, что число людей, принимающих ислам, за последние 15 лет выросло в шесть раз. В регионах России он тоже набирает популярность. Это связано с активностью ИГИЛ?

Валерий Васильченко: По неофициальным оценкам, число «русских мусульман» может достигать нескольких тысяч. То есть интерес русских к исламу не является массовым, но он достаточно устойчив. Причины лежат очень глубоко. И некоторые из них можно обнаружить на Северном Кавказе.
Для стран Ближнего Востока, где родилась террористическая группировка ИГИЛ, характерны противоречия. Элементы глобального рынка, с одной стороны, большой сектор теневой экономики – с другой. Свобода потребления информации, с одной стороны, традиционные ценности – с другой. Недовольство шло по разным каналам, которые в итоге слились. ИГИЛ – результат.

– Особенно на Северном Кавказе…
– На Северном Кавказе своя специфика. Здесь сильны традиционные институты. Если сравнивать с Ближним Востоком, сходство в том, что на значительной части Кавказа ислам, как правовой регулятор, играет серьёзную роль. В ближайшие годы не стоит ожидать, что его влияние уменьшится.
Что движет?
– Как вы считаете, возросший интерес к исламу естественен или он искусственно подогревается?
– Интерес к радикальным формам ислама, разумеется, подогревается. Но это явление не получало бы такого распространения, если бы искры не падали на благодатную почву. С Варварой Карауловой случился большой скандал, потому что семья благополучная, родители забили тревогу, стали бороться, чтобы её вернуть. Если бы семья была неблагополучной или у девушки вообще не было бы родственников, мы о том, что она приняла ислам и уехала на войну, может быть, и не узнали бы. А такие случаи есть.
Наше общество идеологически открыто всем веяниям. Государство не является идеологическим монополистом, как это было в советское время. У нас не все провозглашенные свободы хорошо работают, но свобода совести – одна из тех, что работает достаточно хорошо.
– И это угрожает стабильности и безопасности?
– Это фактор риска. Если у нас идеологический плюрализм и каждый свободно ищет и выбирает те ценности и верования, какие хочет, нужно ожидать, что появятся люди, выбирающие радикальные формы идеологии. Но это не повод ограничивать свободу совести. Нужно искать другие формы противодействия экстремистским воззрениям.
– Профессор религиоведения Анн Софи Роалд назвал принятие ислама самой резкой формой молодёжного бунта в наше время...
– Можно и об этом говорить. Но проблема, на мой взгляд, глубже и шире. Возьмём русский Кавказ, который не исламизирован пока и исторически, кажется, предпосылок таких не имеет. Почему это всё-таки происходит? В первую очередь, не бунтарство, а поиск возможностей для решения повседневных проблем.
– Например?
– Русский на Кавказе пытается как-то строить свою жизнь – делать карьеру, развивать бизнес. И сталкивается с противодействием местных структур – этнических, клановых, правоохранительных. Через суд решить проблему не может. А принятие ислама теоретически даёт ему возможность говорить со своими оппонентами на равных.
Или национальный вопрос – не хочу избегать этой болезненной темы. Уровень национального самосознания в республиках Северного Кавказа очень высок. Идёт давление на русское население. Русские порой вообще не могут найти себе там место. Принятие ислама – способ оградить себя от каких-то претензий и встроиться в систему.
Конечно, нужно учитывать и некие экзистенциальные проблемы. Наше общество оказалось не готово к идеологической свободе. Ситуация очень новая для России. Мы впервые за последнюю тысячу лет открыты всем влияниям. Крайне стрессовая, психотравмирующая ситуация. Стремление найти себя, смысл жизни – этот мотив нельзя сбрасывать со счетов. Это естественное желание человека.
– Ислам даёт более понятные ответы на вопросы?
Ислам даёт очень простые и понятные ответы. Это одна из самых сильных в этом плане идеологий. Я имею в виду пространство повседневности – правила жизни.
Нужно менять общество изнутри, но государство на такие запросы реагирует внешним образом – денежными вливаниями, пропагандой, полицейскими мерами. Это даёт временный эффект. В жизни человека, по большому счёту, ничего не меняется. А вот если бы он был опутан как паутиной множеством социальных связей, у него было бы гораздо меньше возможностей для социопатических и девиантных проявлений. Таким было советское общество: трудно себе представить, чтобы пропаганда радикального ислама была бы в нём очень действенной: много социальных связей, которые не позволяли легко поменять образ жизни.
Проблема внутри
– Как всё это работает? Вербовщики целенаправленно ищут недовольных?
– Надо разделять исламскую религию, даже её радикальные направления, и ИГИЛ.
Исламское государство сейчас проявляет интерес к России. Но в первую очередь – в плане наращивания своего военного потенциала. Вербовщики – люди психологически подкованные – работают точечно. И вживую, и через Интернет. В сети достаточно много легальных сайтов, где нет прямой пропаганды – просто рассказывают об этом квазигосударстве. В подробностях. Не пытаются навязать изначально какие-то ценности, а показывают, как люди там живут. Подача, разумеется, в определённом свете – всё справедливо, нет коррупции, простых людей не обижают. Тысячи людей интересуются. Кто-то начинает проецировать эту картинку на себя, задавать вопросы. И дальше с этим человеком уже работают специалисты.
Другое дело – мессианская функция. Обязанность каждого правоверного мусульманина – проповедовать ценности ислама. Поэтому он будет стараться это делать.
– Согласны ли вы с утверждением, что неофиты чаще выбирают радикальные направления?
– Всё зависит от того, с какой целью кто пришел. Если человек видит в исламе способ борьбы с существующими порядками, весьма вероятно, что он будет склонен к каким-то радикальным действиям и присоединится к радикальным группировкам.
На мой взгляд, источник радикализма – не сам ислам, а внутренние проблемы нашего общества, в том числе дисфункция властных институтов. Радикальный ислам – та форма, в которую недовольство может облачиться. Но могут быть и другие формы. К примеру, радикальный национализм, резко оппозиционный власти. В Ставропольском крае есть такие организации.
– Существует ли дорога назад, если человек опомнится и решит отказаться от своих новых убеждений? Может ли он вернуться в социум?
– Не думаю, что вчерашние неофиты обречены остаться маргиналами. Наше общество живёт с разорванным, фрагментированным сознанием. Здесь много самых разных людей с самыми разными убеждениями, в том числе и очень странными – новые белогвардейцы, сталинисты, неоязычники. Я не считаю, что неофиты ислама, в том числе и радикального, более маргинальны. Тут опасность в другом: если человек был готов примкнуть к радикальным группировкам, он и в дальнейшем будет пытаться сделать то же самое. Но это уже забота правоохранительных органов.
Что касается врачевания нашего общественного сознания – способов надёжных нет. Нужны социальные институты, которые позволят человеку жить, удовлетворяя свои потребности. Это лучшее лекарство от социальных патологий.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть