День фотографа, который отмечают 19 августа, скоро будет всенародным праздником – только ленивый не снимает на телефон или планшет. Погибнет ли профессия из-за блогеров и смартфонов, в интервью «АиФ-СК» рассказал фотокорреспондент - победитель международных конкурсов Эдуард Корниенко.
Стремятся прославиться
Виктория Ветер, «АиФ-Северный Кавказ»: Давно вы снимаете для международных информагентств?
Эдуард Корниенко: В 2000 году я познакомился с Томасом Дворжаком, главой агентства Magnum. Тогда он был простым фотографом, который приехал снимать первомайскую демонстрацию на Ставрополье. Он мне рассказал, как устроена «кухня» информагентств, и я поехал в Москву – устраиваться в Reuters. Сразу меня, конечно, не взяли, поэтому пошёл набираться опыта в ТАСС.
- Тогда же вы стали военным корреспондентом на Кавказе?
- Да, в Чечне шла война, а агентству были нужны стрингеры – независимые корреспонденты, готовые поехать в зону военных действий. Я вызвался. Пришлось подписать документ, что в случае моей смерти агентство не несёт ответственности. Несколько раз попадал под обстрелы. Страшно было, но это того стоило. Фотограф на войне может быстро набраться опыта и стать известным. Так часто бывает. После событий в Донбассе тоже появились новые имена. Молодёжь стремится прославиться, поэтому берётся за опасную работу. Люди постарше редко соглашаются: у них уже стабильные зарплаты, семья, дети, огня в глазах нет.
- И что, до сих пор фотокорреспондентов посылают за репортажами в «горячие точки» и на места ЧП? Не проще ли сотрудничать с блогерами?
- Да, они чаще оказываются на месте событий первыми, поэтому иногда СМИ пользуются их фотографиями. Но блогеры могут быть недостаточно ответственными или набивать себе цену, у них часто некачественные снимки, поэтому крупные агентства всё ещё нанимают фотографов. Честно говоря, блогеров я недолюбливаю. Им, на мой взгляд, недостаёт профессионализма, а некоторые из них больше судятся за авторские права на использование фотографий, чем занимаются творчеством.
«Гильз было море»
- Ваши фотографии из Чечни 2000-2015 годов производят крайне удручающее впечатление: разрушенные дома, нищета, инвалиды, дети с оружием, и только Рамзан Кадыров улыбается с бюллетенями в руках. Что вы хотели передать этим?
- Таковы последствия войны: мирные жители понесли огромные потери, одни остались калеками, другие осиротели, было непонятно, куда двигаться дальше. Грозный сильно пострадал, люди жили в ещё не восстановленных после бомбёжки домах, потому что деваться им было некуда. Мы с другом снимали эту подборку в 2006 году, когда остались в Грозном на неделю после дня рождения Рамзана Кадырова. В те годы на улицах было опасно, мы рисковали, но результатом я доволен.
Рамзана Кадырова на избирательном участке я фотографировал, когда он ещё не был главой республики. Приехал с журналистами в Центарой – его родное село. Зашли в школу, где был участок, и тут началась стрельба. Думал, что на школу напали, но оказалось - на улице танцуют и стреляют в воздух. Гильз было море, на них можно было кататься! Потом Кадыров пришёл голосовать, сфотографировал его с племянником.
- Доводилось общаться с ним?
- Совсем немного, на его дне рождения и на «Машуке». Я был у него дома, когда республику возглавлял Ахмат Кадыров. Молодой Рамзан не производил такого впечатления, как сейчас: обычный юноша в трениках. И представить нельзя было, что он станет главой Чечни.
- У вас много фотографий кадет в форме и с оружием. Как относитесь к военно-патриотическому воспитанию в школе?
- В случае с кадетами милитаризация оправдана. Дети постигают азы военной подготовки, которая в дальнейшем может стать их специальностью. Мне нравятся ребята из кадетской школы имени Ермолова в Ставрополе: смышлёные, самостоятельные и дружные.
Другие военно-патриотических проекты активизировались после событий 2014 года. Перегибов хватает. Думаю, стоило бы искать точки соприкосновения с другими странами, а не искать новые поводы для конфликтов.
- Считаете ли себя патриотом?
- Я люблю наш край. Предлагали переехать в Москву, но я отказался. Когда вижу в иллюминатор самолёта родные поля, сердце радуется. У нас активные и красивые люди, много молодёжи, живописные пейзажи, хороший климат. Не хватает только развитой транспортной системы.
- Видела фотопроект с казаками-некрасовцами, которые вернулись на Ставрополье после 300 лет жизни в Турции. Какое впечатление они произвели на вас?
- Был у них в гостях дважды и каждый раз уезжал на духовном подъёме. Меня впечатлила их церковная служба и традиционные песни. Думаю, в этих людях много настоящего, особенно в стариках. В отличие от верующих напоказ людей, они не лукавят.
- А молодёжь там есть? Насколько они чтят традиции предков?
- Молодёжь там примерно такая же, как и везде. В меру используют современные гаджеты, интересуются происходящим в мире, носят модную одежду, но при этом уважают и соблюдают традиции. Думаю, им удалось найти баланс между современностью и ценностями своего общества.
«Новички заставят потесниться»
- Вы постоянно участвуете в международных фотоконкурсах и часто занимаете призовые места. Как и когда оказались в числе призёров впервые?
- В 2017 году отправил на фотоконкурс Sony World Photography Awards серию работ, посвящённую бодибилдерам. Зарегистрировался в последний момент и ни на что не надеялся, даже забыл, что участвую. Вдруг позвонили с неизвестного номера. Оказалось, занял второе место, и надо лететь в Лондон. Я был в шоке, пошёл заниматься английским и покупать билеты. Была выставка, нам подарили альбомы с лучшими фотографиями.
- Для качественной фотографии нужно дорогое оборудование?
- На мой взгляд, сейчас качество аппаратуры не так важно, как необычная идея. Приходится заранее изучать место съёмок, составлять сценарий, почти как для фильма, набирать подходящую фактуру. Но на конкурсах всё зависит от субъективного взгляда критиков. Были на выставке с одним фотографом в жанре «ню». У него постоянно брали интервью, на следующий год снова пригласили, и сейчас он знаменит, занимает призовые места. Бывают совершенно банальные снимки, которые почему-то покупают за миллионы долларов. Ещё появилась странная тенденция – фотографировать людей в статичных позах, которые смотрят в камеру. Под снимком – длинное описание о том, кто это, чем они болеют. Считаю такие фото ерундой: хороший кадр рассказывает историю и не нуждается в пояснениях.
- Какой жанр фото самый любимый и самый нелюбимый и почему?
- Меньше всего люблю снимать пейзажи. Любоваться ими могу, но воспринимаю природу через взаимодействие с человеком. Не работаю в студиях, крайне редко снимаю свадьбы и фотосессии – только если друзья попросят. Мне интереснее снимать людей, стараться через объектив понять характер человека и выразить его суть на фото.
- Как относитесь к селфи?
- Мне кажется, это нарциссизм, характерный для общества потребления. Люди гонятся за одобрением и штампуют однотипные картинки. Думаю, что со временем эта тенденция пройдёт.
Фотографы-любители профессионалам часто мешают. Когда в Ставрополе проходила «Студенческая весна стран БРИКС и ШОС», они мельтешили перед сценой и лезли в кадр. Такое ощущение, что они не признают никаких правил и не считаются с другими. Конечно, новички заставляют нас потесниться, но в профессии останутся лучшие.