В республике появились детские экологические объединения, в которых ребята учатся выращивать и беречь лес. Как воспитывают будущих лесников - в материале «АиФ-СК».
Что имеют - не хранят
Школьным лесничеством называют объединение школьников, увлечённых изучением природы, посадкой и выращиванием растений, помощью в охране и благоустройстве леса.
«Сейчас в Карачаево-Черкесии действуют уже пять школьных лесничеств на базе школ в Хабезском, Зеленчукском, Урупском и Карачаевском районах, - рассказали в министерстве природных ресурсов и экологии республики. - А в селе Курджиново состоялся первый открытый урок, который провели сотрудники Бескесского лесничества».
Ученики быстро освоились, задавали вопросы, сажали семена.
Охрана лесов в республике очень актуальна. Здесь растут как лиственные, так и хвойные деревья, буковые леса сменяются дубравами. Пихты и ели наполняют воздух фитонцидами, придавая ему лечебные свойства. Природа Архыза и Домбая привлекает десятки тысяч туристов. Деревообрабатывающая промышленность долгие годы играла важную роль в экономике республики. Однако далеко не всегда жители и гости КЧР бережно относятся к этим богатствам, и воспитание ответственного отношения к природе - важная задача.
«Вопрос о возрождении школьных лесничеств поднимался неоднократно, но не хватало то времени, то ресурсов. Однако понятно, что решать его необходимо в ближайшее время, - говорит заместитель директора Бескесского лесничества Ирина Сиротюк. - К сожалению, экологическая культура у молодёжи находится на недостаточном уровне».
По словам Ирины Александровны, несмотря на то, что Курджиново расположено в окружении лесов, отношение к природе сложно назвать бережным. Старшеклассники могут развести костёр и забыть его погасить, что может привести к пожарам. Нередко на деревьях вырезают различные надписи, рисунки, повреждая кору. Кроме того, далеко не все убирают за собой мусор.
«Мы хотим, чтобы дети понимали: наш труд очень непростой. Мало просто бросить семечко, чтобы выросло дерево. За ним нужно ухаживать несколько десятилетий, прежде чем оно будет радовать глаз, приносить пользу, - объясняет Ирина Сиротюк. - И наша цель как раз на наглядных примерах показать, насколько важно сохранять природу, ответственно относиться к экологии».
Ещё до официального возрождения практики, лесники по инициативе учителей приходили к школьникам, рассказывали им об особенностях жизни леса. Оказалось, что эти встречи вызывают живой интерес у ребятишек. Кстати, сама Ирина Сиротюк вспоминает, что в её школьные годы именно такие занятия подтолкнули её к поступлению в Московский лесотехнический институт. Впрочем, сыграли роль и родители, более сорока лет проработавшие в лесном хозяйстве.
Ирина в Бескесском лесничестве трудится с 1987 года. О выборе жизненного пути никогда не жалела, несмотря на то, что времена бывали разные, приходилось переживать и немало сложностей, особенно после развала СССР.
Всё расскажут и покажут
«Мы очень надеемся, что кто-то из детей увлечётся настолько, что потом придёт работать к нам, - признаётся Ирина Сиротюк. - Кадров с профессиональным «лесным» образованием катастрофически не хватает. Людей можно понять - зарплаты в отрасли невысокие. С другой стороны, в те времена, когда только у нас заготавливали тысячи кубометров леса, у наших селян была работа. Внимание к лесным богатствам республики даёт надежду, что отрасль восстановится и мы выйдем на прежние объёмы заготовок».
А пока важно хотя бы заинтересовать подрастающее поколение в сохранении лесного богатства. Сейчас дети посадили семена в горшочки, и каждый будет ухаживать за своим «подопечным». Когда потеплеет, школьников планируют отвезти в один из питомников республики и показать, как сажают деревья, в чём отличие открытой и закрытой корневой системы, какие инструменты используются при посадке саженцев: не только традиционные лопаты, но и, например, меч Колесова.
«В селе немного проводится интересных мероприятий, и, на наш взгляд, такие инициативы не оставят ребятишек равнодушными, - считает Ирина Сиротюк. - И если после таких занятий хотя бы один ребёнок не выбросит в лесу бумажку, не разведёт костёр, значит, всё это делается не зря».
Ворошилов и экологи ищут пути спасения двух пересыхающих озёр в Пятигорске
Ничто для Земли не проходит бесследно. Как убрать за собой углеродный след?
Когда растает лёд. Эколог из КБР описал последствия глобального потепления
Сами себя губим. Главной проблемой Ставрополья эколог назвал пестициды