Рога и копыта. Пару млн лет назад на Ставрополье паслись большерогие олени

АиФ-СК №19 11/05/2016
Ольга Волик / Из личного архива

Пару миллионов лет назад на Ставрополье паслись большерогие олени, ранее неизвестные науке. К такому выводу пришли ставропольские палеонтологи.

Путь к научному открытию был не прост. В 1970-х годах Ставропольскому государственному историко-культурному и природно-ландшафтному музею им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве краевед Геннадий Дорофеев подарил огромный рог и ещё несколько костных останков, предположительно, оленьих. Он нашёл их в том же песчаном карьере под Георгиевском, где и скелет знаменитого Южного слона. Более полувека рог был простым музейным экспонатом. Пока не началась инвентаризация.

«Начали сверку палеонтологической коллекции, - рассказывает Анна Швырева, старший научный сотрудник краеведческого музея. - Когда дошли до этого рога, сравнили его  с другими ископаемыми и поняли, что это совершенно новый вид оленя, который до сих пор был не известен миру.  Мы его описали совместно с ростовским  палеонтологом Вадимом Титовым. Работали мы над этим рогом в 2014-2015 гг. В прошлом году подали статью в  «Палеонтологический журнал» Российской Академии наук. В этом году её опубликовали, а значит, признали, что мы открыли новый вид оленя.  Для науки это открытие много значит. Для музея - ещё один уникальный экспонат, который найден в крае, описан и хранится в нашем музее. Все эти годы мы и не подозревали, что имеем такую великую ценность».

Теперь животное получило своё научное название Megaloceros stavropolensis – ставропольский большерогий олень. Учёные полагают, что это самый древний большерогий олень, прародитель нынешних оленей. Кроме рога, в музее также хранится шейный позвонок древнего животного.