Сегодня становится очевидным, аттестация – фарс, нарушений и злоупотреблений среди стражей порядка всё больше. Главный полисмен страны Рашид Нургалиев на днях заявил - из-за одного дурного колоса всё поле не перепахивают. Смеем не согласиться – во-первых, колос далеко не один, а поле стоит перепахать, да раза три, и дать земле отдохнуть… Нужны Кущевка и Казань, тогда людей услышат? Сколько ещё населенных пунктов страны должны зазвучать? Да вся страна в списке! Можно ли создать полицию для народа и почему власти не хотят реально менять ситуацию? Свою позицию в интервью «АиФ-СК» озвучил правозащитник Георгий Легкобитов.
Не полицией единой…
- Распространению насилия, жестокости способствует бесконтрольность, круговая порука в органах власти, сращивание с криминалом. Путин как-то сказал, что государственную и муниципальную службу превратили в источник обогащения. Но ничего для пресечения беззакония не сделал. Дело не в названии, полиция ведь не сама по себе, она не единственный правоохранитель. Суд, следствие, прокуратура, политическая воля – действия должны быть совместными. Правоохранительные органы любого государства - громоотвод в настроении масс по отношению к правящему режиму. Если громоотвод сгнил, народ лишен права на госзащиту. Следовательно, рано или поздно рухнет сам режим. Убеждая себя в благополучии, власть создала две реальности. Первая - статистическая, с победными реляциями. Приятные ведущие новостных программ, авторитетные ученые, популярные артисты, спортсмены расскажут, как всё у нас замечательно. Вторая реальность такова, какова есть и не больше. Варварская агрессивность и ненависть к народу местных «паханов» и такая же бандитская мораль столичных вождей. В почёте - ложь и бездуховность, праздность и самолюбование - норма, низменность и порочность боготворят, законопослушание, служение Отчизне и честь высмеивают. Полное ощущение, что преступления - поощряют, сколько повышений по службе после «успешных» трудов на ниве прореживания бюджетов всех уровней? В новостях слышим – при совершении преступлений, их подготовке, сокрытии – целая цепочка: полиция, судьи, нотариусы, адвокаты, работники прокуроры и органов следствия, депутаты, чиновники. Никогда ни один полицейский не стал бы делать того, от чего у нас волосы дыбом встают, будучи уверенным, что следователь не примет доказательства, добытые преступным путем, а прокуратура на стадии следствия это жестко пресечет. И даже если эта триада подпишет обвинительное заключение и направит в суд, где не полицейский, а прокурор выступает от имени государства по выбитым показаниям, и который надзирал за соблюдением законности, так суд это беззаконие пресечёт. Прежде, когда прокуратур выносил постановление о взятии под стражу, это можно было опротестовать в суде. А сейчас суд против себя пойдет? Покажите мне решение суда, признавшее арест незаконным? Вот и все корни. И не надо всё валить на одну полицию.
- Вы знакомились с опытом правозащитных организаций Казани, требовавших внимания к полицейскому произволу. Слышать их не хотели. Так что происходит сегодня? Под кого «чистят»? Очередной передел власти? Заменят одного-двух больших полисменов, а по сути ничего не изменится?
- Можно с определенной долей вероятности допустить грядущие отставки под нового-старого президента, въезжающего в Кремль на белом коне с мечом борца с беззаконием. Но моё мнение - в Татарстане народ был на грани самозащиты, то есть - готов перейти к самосуду. И сейчас это стремление срочно гасят. О беззаконии знали, люди во все возможные инстанции с мольбой о помощи обращались. Мы практикой казанских правозащитников пользуемся с 2000-х годов. На память, на сайте Правозащитного центра Казани в 2003-ем были такие слова «В отделе милиции ты вспомнишь, как ... убивал своих родственников». Тогда задержали отца и сына, отца отпустили, а сына оставили и стали избивать, чтобы сознался в убийстве. Далее, Сергей Ахметзянов избит в РУВД Ново-Савиновского района за то что не подписывал признание, суд, правда, признал сотрудника милиции виновным, Ахметзянов получил компенсацию в 35 тыс. руб. И много других случаев. Комментарии излишни, знали и закрывали глаза. Да таких фактов сотни и сотни по стране.
Кому нужен план по раскрытию?
- Было не безоблачно, но контроль в разы жёстче, наказание за нарушение законности строже. Дежурный по прокуратуре проверял ИВС, КПЗ, объезжал опорные пункты, тем же занимался ответственный от милицейского руководства. Ни дежурный по ОВД, ни конвой никогда не помещали в камеру человека с малейшей ссадиной, вызывалась «скорая» для освидетельствования. В кабинеты оперов задержанного доставлял конвой по посменному разрешению следователя, ни дай Бог на нем после беседы будет царапина - ЧП, конвой не принимает. То же самое и после посещения следователя прокуратуры. В середине 1990-х годов был нанесён сокрушительный удар по всей оперативной службе МВД. Заставили легализовать всю агентуру, регистрировать ее не под псевдонимом, а с полными анкетными данными. При значимой информации агент должен прийти к руководству и подтвердить ее, а вознаграждение получить в кассе. По факту это смертный приговор агенту. Редкое преступление можно раскрыть без мощной агентурной сети, и что получили в итоге - выбивание признаний. Создали штабы, в оправдание раздутого штата занимавшиеся планированием раскрытия преступлений. Приходит к оперативнику, следователю, кстати, и к гаишнику штабист, и требует план на раскрытие преступлений в отчетный период. Поначалу думали, что эта шизофрения ненадолго, оказалось - нет. К примеру, раскрыть по плану 2 убийства, 2 изнасилования, 4 грабежа и.т.д. Количество раскрытых преступлений не должно быть ниже в сравнении с показателями прошлых периодов. Попробуй не выполни план – не будет карьеры, званий. Вот тебе и избиения, пытки, фальшивые экспертизы, и такие же судебные решения. Плюс отбор кадров и надзор за деятельностью. В мою бытность отбор в правоохранительные органы был очень жесткий, судимые родственники - претенденту дорога закрыта, даже приводы в детскую комнату милиции могли стать основанием для отказа. Что сегодня - задерживался по подозрению в совершении преступления, на родственниках штампов ставит негде, а фигурант - либо в полиции, либо в следствии, прокуратуре, суде иль кресле мэра. Чьи интересы он будет отстаивать? А сколько предателей, сдающих планирующиеся мероприятия, и покрывающих преступления? Сколько прекрасных ребят погибло из-за предательства, скольких уволили или посадили, потому что не легли под эту систему, а защищали народ. У нас масса номеров уголовных дел, которые исчезли, а в фигурируют чиновники, депутаты, мэры, сенаторы. На каком уровне принималось решение о том, что эти граждане не должны быть привлечены к ответственности? Явно не в полиции.
Служить Отчизне, не карману
- Как нам воспитать полисмена? Что можно изменить в ситуации с полицией? Так и до самосуда недалеко… В КЧР Уполномоченный по правам человека много лет добивается внимания к проблеме, по его словам, в республике ситуация ещё страшнее, чем в Казани. Людей пытают, забивают до смерти. И все руководящие чины на месте. В округе немало таких примеров…
- При нынешней власти воспитать достойного полисмена невозможно, придется признать провал реформ в МВД, следствии, прокуратуре, суде. Возвращаться к выборности судей, привлекать ветеранов в МВД, следствие, прокуратуру чистить ряды, и подготавливать кадры для служения народу, а не мамоне. Это невозможно - сядет минимум 70% чиновников, прокуроров, судей, полицейских разного уровня. Кто на это пойдет? В Пятигорске недавно состоялся «Кавказский Совет по взаимодействию НКО и органов исполнительной власти», где правозащитник Муса Мальсагов поднял вопрос о похищении людей в Ингушетии, избиениях и пытках. Это присуще не только нашему округу. Когда же власть прозреет - народ готов сплотиться в борьбе с нескончаемой чередой злоупотреблений и насилия, деспотизмом, произволом. Придется принимать решение - либо карать своих и наводить порядок, либо продолжать заниматься беспределом и привести страну к бунту, революции, самосуду.
Мы об этом писали в обращении к президенту: не добившись правды, люди выбирают террористическое подполье, преступные группировки, где чувствуют свою силу, возможность купить любого, возвысившего себя, наказать зарвавшегося. В смерти все равны, независимо от должностей и денег. Жуткий путь, разве он нужен нашей стране?
Мы сейчас готовим бюллетень «Пострадавших от преступлений и злоупотреблений властью». Коротко даётся фабула дела, номера, даты, фигуранты. Ни один конкретный человек, его боль, унижение, а тем более смерть, не должны затеряться в истории, в лукавой статистике обезличенной массы. Никакими своими законами, особым правовым статусом, беспредельщики в погонах и креслах свои преступления не легализуют во времени, народе и пространстве. Земля под ногами у них уже сейчас должна гореть, они об этом должны знать сейчас, что их беззаконие не превратится в миф – мол, время было такое. Потомки должны знать, кто и чем занимался.
И общий рецепт для казнокрадов, оборотней в погонах, чиновников-беспредельщиков: пора к психотерапевту - восстанавливать утерянное чувство самосохранения.