Заложили Ставрополь
Казаки-хопёрцы – основатели Ставрополя и ещё трёх населённых пунктов края. Они оставались главными охранниками южных рубежей России вплоть до Октябрьского переворота.
В этом году отмечается 320-летие со дня основания Хопёрского полка. Основателям Ставрополя собираются поставить памятник.
Их потомки сейчас служат в разных казачьих частях и уверяют, что готовы так же самозабвенно служить Отечеству. Но вот готово ли государство сегодня дать им такие полномочия? О славной истории и сегодняшних сложностях говорили на научно-практической конференции, посвящённой юбилею.
В 1777-м казаки-хопёрцы, которые базировались на территории нынешней Воронежской области, на реке Хопёр, прибыли на Северный Кавказ, чтобы основать здесь станицу Ставропольскую и другие населённые пункты.
По свидетельствам историков, в конце ХVIII в. по улицам современного краевого центра бродили дикие звери. Ставропольская станица появилась спустя год после основания крепости и включала в себя четыре улицы. Тогда они назывались просто: Первая казачья, Вторая казачья и т.д. Одна из них сейчас носит имя Калинина.
Кованая красота
Татьяна Примакова – хопёрская казачка. Живёт в с. Александровском и бережно хранит память о своих предках.
«В 1777-м четверо братьев Цыбизовых их Хопёрского полка основали тогдашнюю станицу Александровскую, - рассказывает Татьяна. – Мой прадед Кирилл был отличным кузнецом. До сих пор в с. Александровском стоит его кузница. Сам граф Шереметьев, прослышав о замечательном мастере, заказал ему ворота для одного из петербургских дворцов. Одно из его изделий даже стало экспонатом выставки».
Увидеть дело рук мастера можно и в Ставрополе. Это небольшая декоративная решётка возле старого здания СКФУ.
«Заказчики у мастера были высокостатусные. Он трудился даже над воротами для Зимнего дворца, - продолжает Примакова. - За свои шедевры Кирилл получил медаль Нижегородской ярмарки. Своему ремеслу он обучил и сына Дениса, моего деда. У деда были золотые руки! Во время Великой Отечественной он был танкистом. А ещё варил такой вкусный борщ, что один из штабных начальников решил забрать Дениса в штаб. Командир едва отстоял своего бойца!»
По воспоминаниям Примаковой, после Октябрьского переворота её предки разделили участь многих казаков того времени, не пожелавших служить новому режиму. Их репрессировали.
Из крестьян – в казаки
Интересна судьба нынешнего села Александровского. Основанное как станица, оно в разные времена было то городом, то селом. По словам Василия Енина, атамана из Александровского района, в ХIХ веке из сёл этого района начали формировать станицы, а крестьян «обращать» в казаки.
«В 1845-м в составе Хопёрского полка сформировали бригаду из наших земляков, которая участвовала во многих крупных сражениях, - продолжает Енин. – В 60-е годы ХIХ столетия хопёрских казаков стали переселять на Западный Кавказ, где власти создавали новые станицы. Разумеется, очень важна роль хопёрцев в Кавказской войне и в защите крепости Баязет от турок».
Интересна история «возрождения» их полкового знамени. Казаки из с. Александровского в 1993-м изготовили копию знамени и освятили её в Свято-Даниловском монастыре. Ставропольцы были первыми, кто в новой России восстановил казачье знамя.
Где служить?
А как живут потомки хопёрцев сегодня? Преемниками Хопёрского полка считают себя в частности казаки из Баталпашинского отдела Кубанского войска.
«Мой прапрадед служил в этом знаменитом полку, - рассказывает Игорь Екименко, помощник атамана Баталпашинского отдела кубанского казачьего войска. – Мы, потомки хопёрцев, продолжаем дело дедов. Многие из нас служат в Пограничных войсках и в органах внутренних дел».
Правда, хотелось бы, чтобы федеральные законы о казачестве были прописаны чётче, чтобы более прозрачным было госфинансирование.
Пока этой чёткости нет, казакам приходится пробиваться во власть и отстаивать свои позиции в парламентах и муниципалитетах. Кстати, сегодня в Карачаево-Черкесии казаки представлены во многих ветвях власти.
Много занимаемся патриотическим воспитанием. В школе станицы организовали два казачьих класса. Планируем построить в КЧР казачий хутор, где в числе прочего будут казачий музей, гостиница и пр.
Борис Пронин, атаман организации «Станица Казанская», полагает, что власти слабо используют огромный потенциал казаков.
«Мне непонятно, почему чиновники видят в нас только помощников полицейских?! На мой взгляд, полиция должна самостоятельно ловить преступников и правонарушителей, для этого органам внутренних дел выделяют большие средства».
А мы ведь способны на большее! Лучше бы средства, которые выделяют сегодня из краевой казны на казачьи дружины, направили на финансирование казачьих патрулей, созданных для охраны окружающей среды, или борьбу с наркодилерами.
До ликвидации Наркоконтроля мы, казаки-общественники, активно сотрудничали с этой структурой. Помогли поймать 9 наркодельцов! Сегодня нас от этой работы отстранили. Ещё мы могли бы, скажем, охранять Кравцово озеро, что в окрестностях Ставрополя. Каждый день на его берега сгружают тонны строительного мусора! Но пока нас туда не пускают.
Точка зрения
Отец Михаил (Моздор), протоиерей Андреевского собора Ставрополя:
«Огромная заслуга казаков, и не одних хопёрцев, в том, что они не только сохранили границы России, но и расширили их. Наш прославленный полководец Александр Суворов в своём трактате «Наука побеждать» подчеркнул важнейшее качество казаков – дисциплину. Причём это была не только армейская дисциплина, она распространялась и на веру. Казаки были православным воинством! Сегодня, когда казачество возрождается, очень важно эти традиции сохранять.
Важно и учесть уроки прошлого, разобраться в противоречивых отношениях казаков и государства. Почему вспыхивали казачьи восстания? Почему некрасовские казаки вернулись на родину при большевиках, изначально злейших врагов казачества? Вопросов много».
Мнение
Сергей Олешня, скульптор, академик Российской академии художеств (Ростов-на-Дону):
«Я работаю над памятником основателям Ставрополя - казакам-хопёрцам, который планирую завершить будущим летом. Памятник будет из бронзы, установят его на площади Фрунзе.
Перед тем как приступить к работе, я побывал на берегах Хопра, в замечательной станице Есауловской, где живут потомки хопёрцев, изучил литературу о них. И очень горжусь тем, что именно мне выпала честь создать памятник этим славным защитникам Отечества.
Один из казаков у меня «одет» в зипун. Именно в зипунах были запечатлены хопёрцы на старых фотографиях. В руках казак держит икону Казанской Божией Матери, символизируя тем самым единство православной церкви и казачества. Второй служивый будет «держать» казачье знамя и символизировать тем самым государственность. Третьего казака я изображу сидящим на коне».
Комментарий
Дмитрий Стригунов, атаман Ставропольского казачьего войска:
«Сегодняшняя так называемая госслужба казаков, которые состоят в государственном реестре, не идёт ни в какое сравнение со службой царю в дореволюционной России. После «кровавого воскресенья» 1905го в общественном сознании закрепилось убеждение о том, что казаки – это жандармы. Но это не так!
Жандармами во время революции 1905го им пришлось стать на время, потому что в то смутное время поддержать царя было больше некому. Исторически же главной миссией казаков была охрана государственных границ. А что предлагают реестровым казакам сейчас? Исполнять функции полиции дежурить на улицах, охранять общественный порядок. Тем самым государство, добиваясь экономии и платя казакам за исполнение функций ППС значительно меньше, нежели штатным полисменам, сильно принижает роль казаков. Почему бы не обратиться к опыту царской России и не расписать чётко обязанности служивых в федеральном законе «О государственной службе российского казачества»?