Примерное время чтения: 7 минут
957

Куда приложить силы? Потомки хопёрцев готовы служить государству

АиФ-СК №52 28/12/2016

Заложили Ставрополь

Казаки-хопёрцы – основатели Ставрополя и ещё трёх населённых пунктов края. Они оставались главными охранниками южных рубежей России  вплоть до Октябрьского переворота.

В этом году отмечается 320-летие со дня основания Хопёрского полка. Основателям Ставрополя собираются поставить памятник.

Их потомки сейчас служат  в  разных казачьих частях и уверяют, что готовы так же самозабвенно служить Отечеству. Но вот готово ли государство сегодня  дать им такие полномочия? О славной истории и сегодняшних сложностях говорили на научно-практической конференции, посвящённой юбилею.   

В 1777-м казаки-хопёрцы, которые базировались на территории нынешней Воронежской области, на реке Хопёр,  прибыли на Северный Кавказ, чтобы основать здесь станицу Ставропольскую и другие населённые пункты.

По свидетельствам историков, в конце ХVIII в. по улицам современного краевого центра бродили дикие звери. Ставропольская  станица появилась спустя год после основания крепости и включала в себя   четыре улицы. Тогда они назывались просто: Первая казачья, Вторая казачья и т.д. Одна из них сейчас носит имя Калинина. 

Кованая красота

Татьяна Примакова – хопёрская казачка. Живёт в с. Александровском и бережно хранит память о своих предках.

«В 1777-м четверо братьев Цыбизовых их Хопёрского полка  основали тогдашнюю станицу Александровскую, - рассказывает Татьяна. – Мой прадед Кирилл был отличным  кузнецом. До сих пор в с. Александровском  стоит его кузница. Сам граф Шереметьев, прослышав о замечательном мастере, заказал ему ворота для одного из петербургских дворцов. Одно из его изделий даже стало экспонатом выставки».

Увидеть дело рук мастера можно и в Ставрополе. Это небольшая декоративная решётка возле старого здания СКФУ.

«Заказчики у мастера были высокостатусные. Он трудился даже над воротами для Зимнего дворца, - продолжает Примакова. - За свои шедевры Кирилл получил медаль Нижегородской ярмарки. Своему ремеслу он обучил и сына Дениса, моего деда. У деда были золотые руки! Во время Великой Отечественной он был танкистом. А ещё варил такой вкусный борщ, что один из штабных начальников решил забрать Дениса в штаб. Командир едва отстоял своего бойца!»

По воспоминаниям Примаковой, после Октябрьского переворота её предки разделили участь многих казаков того времени, не пожелавших служить новому режиму. Их репрессировали.

Из крестьян – в казаки

Интересна судьба нынешнего села Александровского. Основанное как станица, оно в разные времена было  то городом, то селом. По словам Василия Енина, атамана из Александровского района, в ХIХ веке из сёл этого района  начали формировать станицы, а крестьян «обращать» в казаки.

«В 1845-м в составе Хопёрского полка сформировали бригаду из наших земляков, которая участвовала во многих крупных сражениях,   - продолжает Енин. – В 60-е годы ХIХ столетия хопёрских казаков стали переселять на Западный Кавказ, где власти создавали новые станицы. Разумеется, очень важна роль хопёрцев в Кавказской войне и в защите крепости Баязет от турок».

Интересна история «возрождения» их полкового знамени. Казаки из с. Александровского в 1993-м изготовили копию знамени и освятили её в Свято-Даниловском монастыре. Ставропольцы были первыми, кто в новой России восстановил казачье знамя.

Где служить?

А как живут потомки хопёрцев сегодня? Преемниками Хопёрского  полка считают себя в частности казаки из Баталпашинского отдела Кубанского войска.

«Мой прапрадед служил в этом знаменитом полку, - рассказывает Игорь Екименко, помощник атамана Баталпашинского отдела кубанского казачьего войска. – Мы, потомки хопёрцев, продолжаем дело дедов. Многие из нас служат в Пограничных войсках и в органах внутренних дел».

Правда, хотелось бы, чтобы федеральные законы о казачестве были прописаны чётче, чтобы более прозрачным было госфинансирование.

Пока этой чёткости нет, казакам приходится пробиваться во власть и отстаивать свои позиции в парламентах и муниципалитетах. Кстати, сегодня в Карачаево-Черкесии казаки представлены во многих ветвях власти.

Справка
Одна из самых трагических страниц связана с некрасовскими казаками – выходцами из Хопёрского полка. В 1708­м, после подавления царскими войсками знаменитого Булавинского восстания, более 8000 некрасовцев покинули Россию. Жили в Турции, сохранив на чужбине родной язык и обычаи. Домой вернулись только в 1962­м. Их потомки сейчас живут в п. Новокумском и по­прежнему хранят традиции. Кстати, знаменитый Степан Разин тоже был хопёрским казаком.

Много занимаемся патриотическим воспитанием. В школе станицы организовали два казачьих класса. Планируем построить в КЧР казачий хутор, где в числе прочего будут казачий музей, гостиница и пр.

Борис Пронин, атаман   организации «Станица Казанская», полагает, что власти слабо используют  огромный потенциал  казаков.

«Мне непонятно, почему чиновники видят в нас только помощников полицейских?! На мой взгляд, полиция  должна самостоятельно ловить преступников и правонарушителей, для этого органам внутренних дел выделяют большие средства».

А мы ведь способны на большее!  Лучше бы  средства, которые выделяют сегодня из краевой казны на казачьи дружины, направили на финансирование  казачьих патрулей, созданных для охраны окружающей среды, или борьбу с наркодилерами.

До ликвидации Наркоконтроля мы, казаки-общественники, активно сотрудничали с этой структурой. Помогли поймать 9 наркодельцов! Сегодня нас от этой работы отстранили. Ещё  мы могли бы, скажем, охранять Кравцово озеро, что в окрестностях Ставрополя. Каждый день на его берега сгружают тонны строительного мусора! Но пока нас туда не пускают.

Точка зрения

Отец Михаил (Моздор), протоиерей Андреевского собора Ставрополя:  

«Огромная заслуга казаков, и не одних  хопёрцев, ­ в том,  что они не только сохранили границы России, но и расширили их. Наш прославленный полководец Александр Суворов в своём трактате «Наука побеждать» подчеркнул важнейшее качество казаков – дисциплину. Причём это была не только армейская дисциплина, она распространялась и на веру. Казаки были православным воинством! Сегодня, когда казачество возрождается, очень важно эти традиции сохранять.   

Важно и учесть уроки прошлого, разобраться в противоречивых отношениях казаков и государства.  Почему вспыхивали казачьи восстания? Почему некрасовские казаки вернулись на родину при большевиках, изначально злейших врагов казачества?  Вопросов много».

Мнение

Сергей Олешня, скульптор, академик Российской академии художеств (Ростов­-на­-Дону):

«Я работаю над памятником  основателям Ставрополя - ­ казакам-­хопёрцам, который планирую завершить будущим летом. Памятник будет из бронзы, установят его на площади Фрунзе.

Перед тем как приступить к работе, я побывал на берегах Хопра, в замечательной станице Есауловской, где живут потомки хопёрцев, изучил литературу о них.  И очень горжусь тем, что именно мне выпала честь создать памятник этим славным  защитникам Отечества.

Один из казаков у меня «одет» в зипун. Именно в зипунах были запечатлены хопёрцы на старых фотографиях. В руках казак держит икону Казанской Божией Матери, символизируя тем самым единство православной церкви и казачества. Второй служивый  будет «держать» казачье  знамя и символизировать тем самым государственность. Третьего казака  я изображу сидящим на коне». 

Комментарий

Дмитрий Стригунов, атаман Ставропольского казачьего войска:

«Сегодняшняя так называемая госслужба казаков, которые состоят в государственном реестре, не идёт ни в какое сравнение со службой царю в дореволюционной России. После «кровавого воскресенья» 1905­го в общественном сознании закрепилось убеждение о том, что казаки – это жандармы. Но это не так!

Жандармами во время  революции 1905­го им пришлось стать на время, потому что в то смутное время поддержать царя было больше некому. Исторически же главной миссией  казаков была охрана государственных границ. А что предлагают реестровым казакам сейчас? Исполнять функции полиции ­ дежурить на улицах, охранять общественный порядок. Тем самым государство, добиваясь экономии и платя казакам за исполнение функций ППС значительно меньше, нежели штатным полисменам, сильно  принижает роль казаков. Почему бы не обратиться к опыту царской России и не расписать  чётко обязанности служивых   в федеральном законе  «О государственной службе российского казачества»?   

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах