Примерное время чтения: 9 минут
2084

Перерасчёт на миллионы. Как коммунальщики обманывают жителей СКФО

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. АиФ-СК 28/04/2021
Аппетиты коммунальщиков пугают потребителей
Аппетиты коммунальщиков пугают потребителей / Александр Фирсов / АиФ

Госжилинспекция за первый квартал этого года помогла вернуть ставропольцам 2,6 млн рублей, незаконно начисленных управляющими компаниями и ресурсными организациями. На чём наживаются поставщики комфорта, выяснил «АиФ-СК».

Берут сверх нормы

Наиболее типичное нарушение со стороны управляющих компаний (УК), по данным Госжилинспекции края, - начисление платы за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества по показаниям общедомовых приборов учёта.

«Это можно делать только в том случае, если собственники приняли такое решение на общем собрании. Иначе плата должна начисляться по нормативу», - рассказали в пресс-службе Госжилинспекции края.

Обычно эта сумма меньше, чем по показаниям приборов, которые учитывают ресурсы, потреблённые неплательщиками, и дают УК возможность «раскидывать» долги на другие квартиры.

Ресурсные организации тоже попадались на неправильных расчётах. Так, одному из жителей Ставрополя удалось добиться снижения платежей, после того как выяснилось, что к показаниям его счётчика, висящего на улице, применялся неправильный температурный коэффициент.

Вплоть до фальсификаций

Помимо жилинспекции, в каждом регионе России действуют общественные организации по защите прав потребителей ЖКУ и ресурсов. Туда тоже поступает немало жалоб. Юрист «ЖКХ-контроля» в Ставропольском крае Дмитрий Бурняшев назвал наиболее типичные схемы нарушений со стороны коммунальщиков. Так, УК часто включают в отапливаемую площадь чердаки и подвалы, в одностороннем порядке повышают тарифы, завышают стоимость ремонтов.

Тарифы на услуги управляющей организации, как и способ начислений за потреблённые ресурсы, должны утверждаться на общем собрании жильцов.

«Собрать всех непросто, поэтому УК или в одностороннем порядке повышают цены, или подделывают протоколы, - рассказал Дмитрий Бурняшев. - Как этому противостоять? Надо запросить у УК протокол и, если обнаружили фальсификацию, пожаловаться в жилинспекцию».

Платим за то, чего не получаем?

Хорошо «зарабатывают» управляющие компании и на ремонтах, включая в смету завышенные объёмы расходных материалов и работ. Чтобы этого избежать, надо лично участвовать в осмотрах общего имущества, которые коммунальщики проводят дважды в год, весной и осенью.

С расчётами стоимости капремонта ситуация не лучше. «Я сам, как частное лицо, занимался капитальными ремонтами в 2019 году и видел, что сметы по электрической части за счёт лишних проводов и розеток были завышены в два раза, - рассказал председатель комиссии по вопросам ЖКХ Общественной палаты Будённовска Сергей Крячков. - Обманывают людей, и заменяя расходные материалы на более дешёвые. На нескольких домах четыре года назад вместо фасадной штукатурки, указанной в смете, использовали алебастровую. Она посыпалась через три месяца, люди начали жаловаться во все инстанции, но подрядчик за это так и не ответил. На другом доме новый слой штукатурки положили поверх старого, без укрепления арматурной сеткой, и сейчас всё это отошло от стены. Ни Следственный комитет, ни прокуратура на жалобы собственников не реагируют».

Нужно проверять, куда управляющая компания направляет платежи по капремонту. Если дом принял решение копить средства на отдельном счёте, а не в Фонде капремонта, то велик риск, что их положат на простой расчётный счёт, а не специальный - защищённый от взысканий.

«Участились случаи, когда в результате судебных тяжб деньги списываются в счёт погашения долга по коммунальным услугам, - рассказывает Дмитрий Бурняшев. - Например, компания, которая обслуживала дом на улице Дзержинского, 233, в Ставрополе обанкротилась, деньги, собранные ею на капремонт на обычном счёте, пошли на оплату коммунальных услуг. Теперь жильцы собирают взносы «в общий котёл» - Фонд капитального ремонта, а он выставляет задолженность за предыдущие годы, и каждый собственник вынужден оспаривать это в суде».

«Золотое дно» для ресурсников

Немало лишних денег со ставропольцев взимают и ресурсоснабжающие организации. Теплосети, например, часто берут плату за отопление, даже если вода в кране далека от горячей, а температура в квартирах не соответствует норме. «И недогрев, и перегрев - это нарушения, - напоминает юрист общественной организации. - Если жарко в квартире, вам должны сделать перерасчёт, потому что вы открывали окна и переплачивали за ненужное тепло. Для этого надо позвонить в управляющую компанию или по телефону аварийно-диспетчерской службы, пригласить их зафиксировать температуру».

Самыми распространёнными махинациями ресурсников в «ЖКХ-контроле» называют повреждения счётчиков контролёрами. «У них, вероятно, есть палочная система, и они специально повреждают пломбы, чтобы составлять акты и начислять по нормативам, которые намного выше, когда речь о потреблении внутри квартир», - говорит Дмитрий Бурняшев.

Нормативы стали золотым дном и для Водоканала в Будённовском округе. Там заставляют выносить водомеры в колодцы на улице, а если хозяин не согласен или не может выделить 40 тысяч рублей на переустройство, начисляют по нормативу. В посёлке Терском, по словам Сергея Крячкова, у людей таким образом накопилось по 150 тысяч рублей долгов.

Газовики часто берут плату за техобслуживание, которое фактически не производится и заменяется осмотром. Электрики в Будённовске устанавливают «умные» счётчики не в помещениях, а на опорах ЛЭП, причём на недосягаемой высоте.

«Некоторые люди оставили старые счётчики внутри, а вскоре обнаружили разницу на 300-400 киловатт - «умные» на столбе намотали больше, - рассказал общественник. - Кроме того, электрики переложили на потребителей потери электроэнергии в кабеле от столба до дома, хотя они уже заложены в тарифы».

Нарушения со стороны коммунальщиков есть и в других регионах СКФО. Например, в Кабардино-Балкарии энергетики три-четыре года назад взимали с жителей многоквартирных домов плату за освещение подъездов и лестничных площадок напрямую, а теперь выставили долг за то же самое УК. Те направили людям повторные платёжки. Жильцы предъявили старые квитанции. «Управляшки» их понесли в суд и пытаются оспорить долги перед ресурсоснабжающей организацией.


Комментарий

Юрист из КБР Аслан Бажев:

аслан бажев

«Долги ЖКХ сейчас взыскиваются с помощью судебных приказов, не требующих проведения судебного разбирательства. Это разгружает суды от «мелочовки». Но судебный приказ - одновременно и исполнительный документ. Его сдают в службу судебных приставов, а те зачастую не уведомляют должника, сразу через банки списывают деньги со счёта. Человек лишён права написать возражения, которые автоматически отменяют приказ. Можно, конечно, и в этом случае бороться - написать заявление о повороте решения суда, но у людей обычно нет денег на оплату юридических услуг.

А недавно в КБР появилась тенденция переуступать права требования долгов ЖКХ посторонним организациям, которые с помощью судебных приказов взыскивают долги десятилетней давности. По закону, если человек заявит в суде об истечении трёхлетнего срока исковой давности, долги аннулируют. Но судебные приказы выносятся без участия сторон, люди о них узнают постфактум».


Личный опыт

Председатель движения «Кабардино-Балкарский республиканский народный контроль» Владимир Тумов:

владимир тумов кбр

«Жалобы на незаконные начисления по воде, газу, электричеству и теплу от жителей республики в нашу организацию поступают регулярно. Вот второго апреля этого года энергетики в Нальчике обрезали провода одной из жительниц за непонятно откуда взявшийся долг по оплате электроэнергии на общедомовые нужды. Она просила провести перерасчёт, но ей ответили, оснований нет.

Между тем в ответах «Каббалкэнерго» и счетах-извещениях указывается, что все показания приборов учёта получены с помощью АСКУЭ - автоматизированной системы контроля и учёта энергоресурсов, хотя ни один прибор учёта в этом доме не оборудован такой системой. Кроме того, в расчётах, по которым абоненту выставляют долг, указывается неверный номер счётчика.

Она отправила заявления в ОБЭП и прокуратуру, но долг ей пришлось оплатить, чтобы не сидеть без электричества, пока правоохранительные органы будут разбираться».


Точка зрения

Председатель Союза жилищных организаций Москвы, член комитета ЖКХ ТПП России Константин Крохин, соавтор «Московского манифеста», в котором собраны тезисы по оздоровлению ситуации в сфере ЖКХ:

Константин Крохин

«Наш манифест - это призыв вернуться к первоначальной концепции выбора способа управления домами, заложенной в Жилищном кодексе России в 2005 году. В 2011 году от неё фактически отказались, усложнили создание товариществ собственников жилья (ТСЖ), в Москве стали учреждать бюджетные управляющие организации. А потом создали систему лицензирования управляющих компаний, и на рынке остались либо те, кто платит за покровительство жилинспекции, либо связанные с чиновниками и крупными застройщиками.

Всё это уничтожило конкуренцию на рынке жилищно-коммунальных услуг. Количество мошенничеств при проведении собраний жильцов увеличилось. Некоторые УК довели дома до ручки, накопили долги в сотни миллионов рублей и обанкротились. Удовлетворенность людей услугами ЖКХ снизилась. Тарифы растут, иногда дважды в год.

Объём рынка управления домами в стране - 900 млрд рублей. Если убрать лицензирование, половина этих денег будет оставаться в экономике, потому что ТСЖ, ЖСК и редкие честные УК не только работают эффективнее, но и охотно привлекают самозанятых, малый и средний бизнес, обеспечивая ещё и занятость населения.

Сейчас рынок монополизирован и отдан, по сути, коммунальной мафии: чиновники сращиваются с преступниками, которые фальсифицируют протоколы при спящем прокурорском и следственном надзоре. Криминализация этой сферы грозит дестабилизацией политической ситуации, потому что жильё - последняя ценность у россиян».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах