Примерное время чтения: 8 минут
1919

Счёт есть, средств нет. В чьи карманы идут деньги за коммуналку?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13. АиФ-СК 28/03/2019
Алексей Витвицкий / АиФ

Надзорные ведомства констатируют: жалобы на коммунальщиков не прекращаются, хотя в последние годы федеральные власти внесли множество поправок в Жилищный кодекс России. По данным краевого Управления по строительству и жилищному надзору (Стройжилнадзор), в 2018 г. в это ведомство поступило более 14 тысяч жалоб. Больше всего обращений касается переплаты за услуги ЖКХ.

Аферы со взносами 

Недавно жителю Пятигорска вернули более 55 тысяч рублей, которые он заплатил компании, поставляющей тепло. Как выяснили сотрудники краевого Стройжилнадзора, ресурсники, не разобравшись в тонкостях закона, автоматически накинули долги предыдущего собственника квартиры новому владельцу. Между тем, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг №354, с новых хозяев жилья не имеют права требовать погашения задолженности за предыдущих владельцев. 

В последнее время всё больше обращений собственников квартир по поводу жульничества при взимании взносов на капремонт домов. В одной из многоэтажек в Ставрополе управляющая компания открыла спецсчёт для сбора денег на эти цели. Однако средства сотрудники УК тратили на свои нужды.

Не так давно эта компания обанкротилась, а высотку включили в список тех многоквартирных домов (МКД), взносы которых кладут в «общий котёл». Собранные ранее на спецсчёт средства… испарились. Жильцы сейчас судятся с компанией.

«К сожалению, как показывает практика, подчас собственникам квартир не удаётся в таких случаях вернуть свои кровные, потому что на счетах УК - нули, - говорит руководитель краевой ассоциации собственников недвижимости «Партнёр» Дмитрий Захарьящев. - Вообще же банкротство - это один из самых эффективных способов уйти от ответственности за наворованное в коммунальном секторе».

Проигнорировали? Платите!

Сотрудники управляющей компании, работающей в Ставрополе в доме на улице Ленина, по данным краевой прокуратуры, подделали протокол общего собрания и в течение полутора лет взимали деньги с собственников квартир за якобы оказанные услуги по текущему ремонту. Теперь им предстоит вернуть жильцам более 100 тысяч рублей. 

Инспекторы краевого Стройжилнадзора, в свою очередь, недавно оштрафовали руководителей УК «Интрас». «К нам с жалобой обратились жильцы одной из многоэтажек, которые обслуживает эта компания, - говорит главный государственный жилищный инспектор Ставрополья Наталия Винокурова. - Они пожаловались на то, что на втором этаже в одном из подъездов частично разрушены полы. Также в плохом состоянии была электропроводка, в подвале оказался мусор, кое-где протекал потолок. Мы выдали предписание председателю УК, но он его проигнорировал.

В этом случае применяется административное наказание - штраф в 150 тысяч руб.».

Ещё в одной высотке в краевой столице в течение 10 (!) лет не было горячей воды. Всё это время УК водила за нос жильцов, уверяя, что решение подобных вопросов не входит в их компетенцию.

Много вопросов в последние годы вызывает плата за индивидуальное отопление. Мы уже писали, что более семи тысяч ставропольцев установили в своих квартирах котлы. Но вплоть до начала этого года они вынуждены были платить за централизованную подачу тепла, хотя не пользовались этой услугой. Лишь совсем недавно, как сообщили в министерстве ЖКХ Ставрополья, их от этого освободили.

«Это, безусловно, прогрессивное нововведение, - полагает Дмитрий Захарьящев. - Но, к сожалению, власти нередко одной рукой дают, а другой отбирают. Недавно заявили о том, что в связи с этим может вырасти плата за отопление для тех, кто продолжает пользоваться централизованным отоплением. Ведь коммунальщикам нужно во что бы то ни стало не упустить своей выгоды. Но почему нельзя решить этот вопрос так, чтобы не ущемлять права одних за счёт других?»

Впрочем, как пояснили в Стройжилнадзоре, сейчас на федеральном уровне рассматривают возможность не поднимать тарифы на тепло.

Контролировать коммунальщиков

Как же жильцам отстаивать свои права? По закону они имеют право поменять управляющую компанию или вовсе сменить способ управления домом, если примут такое решение большинством голосов на общем собрании. Увы, подчас и это не помогает.

«Мы с трудом избавились от управляющей компании, - говорит старшая по дому в Ставрополе Анна Собинова. - Нам постоянно завышали плату за текущий ремонт нашей пятиэтажки, поэтому мы сменили одну УК на другую. Но вторая компания работала ещё хуже. Никакого текущего ремонта в нашем доме не было, управленцы не считали нужным перед нами отчитываться о том, как тратят наши кровные. В итоге мы на общем собрании приняли решение перейти на непосредственный способ управления домом».

По мнению Собиновой, управляющие компании давно уже изжили себя. К тому же не так давно федеральные власти решили освободить их от сбора платежей за ресурсы. Жильцы в некоторых домах края теперь напрямую заключают договоры с ресурсоснабжающими организациями, но пока таких немного. «Жильцы, к сожалению, иногда сами виноваты в том, что их обманывают, потому что безынициативны», - продолжает Собинова.

Между тем при министерстве ЖКХ в последние годы работает школа грамотного потребителя, в которой председателям советов домов разъясняют нюансы коммунального законодательства.

Кстати, по закону такой совет должен работать в каждом МКД, а его председатель обязан ежедневно проверять работу управляющей организации.

Если же конфликт с «управленцами» урегулировать не удаётся, можно пожаловаться в региональный Стройжилнадзор или прокуратуру.

В свою очередь, сотрудники этих ведомств принимают решения об аннулировании лицензий недобросовестных управляющих компаний.

В прошлом году, по данным краевой прокуратуры, члены лицензионной комиссии Ставрополья решили обратиться в суд с исками о лишении лицензий 43 УК. Основанием послужило то, что эти организации в течение полугода не подавали сведения о многоквартирных домах, которые они обслуживают.


Точка зрения

Руководитель краевого Стройжилнадзора Валерий Савченко:

«Чаще всего жители Ставрополья жалуются на завышенную плату за коммунальные услуги. Таких обращений в 2018 г. было больше на 3,4%, чем в 2017 г. Для того чтобы число их не росло, мы регулярно проводим внеплановые проверки начислений за ЖКУ. В прошлом году благодаря этому жителям региона произвели перерасчёт платежей за ЖКУ на 16,8 млн руб. Также мы следим за тем, чтобы не росла задолженность за капитальный ремонт.

Часто выезжаем с проверками в многоквартирные дома и в связи с тем, что жильцы нарушают правила эксплуатации оборудования и сетей. Проверяем также, как управляющие компании соблюдают лицензионные требования. В 2018 г. мы осуществили 2499 таких выездов, по результатам которых наши сотрудники составили 242 административных протокола за нарушения». 


Комментарий

Руководитель краевой организации «ЖКХ-контроль» Алла Седых:

«Чаще всего нам жалуются на непрозрачность в работе управляющих компаний. Эти организации либо вообще не публикуют отчётов о деятельности на своих сайтах, хотя обязаны это делать согласно федеральному Постановлению №731, либо эти отчёты - для галочки.

К сожалению, наказать недобросовестные УК сложно. Не так давно появилась возможность лишать их лицензий, но на практике это сделать непросто.

Полагаю, законодательство об управляющих компаниях нужно дорабатывать. К примеру, непонятно, почему сейчас и для тех управленцев, которые обслуживают всего один дом, и для тех, у кого несколько МКД, одинаковый уставный капитал - 10 тысяч рублей. Думаю, если УК обслуживает несколько МКД, уставный капитал должен быть выше. Также несовершенен механизм взимания штрафов с УК. Как ни печально, если компанию наказывают, её руководители тотчас находят лазейки, чтобы переложить эти штрафы на жильцов».


Мнение эксперта

Руководитель краевого УФАС Сергей Никитин:

«К сожалению, сейчас механизм формирования коммунальных тарифов непрозрачен. Даже нам, сотрудникам антимонопольной службы, участвующим в работе Региональной тарифной комиссии края, подчас непонятны некоторые нюансы, потому что, когда принимают новые тарифы, учитывают более 150 нормативных актов, местами противоречащих друг другу. 

Неудивительно, что цены на ЖКУ так сильно отличаются не только в разных регионах, но и подчас в соседних городах в одном и том же субъекте России. А ведь так не должно быть! Коммунальщики, к примеру, говорят о том, что питьевая вода в Ставрополе очень дорогая, поскольку сети пришлось тянуть в гору. В других населённых пунктах подобных проблем нет, и вода там дешевле. Но разве это должно волновать потребителей ресурса в краевой столице? Сейчас в Госдуме России рассматривают законопроект УФАС РФ об упорядочивании процесса формирования коммунальных тарифов. Надеюсь, в этой сфере удастся избавиться от перекосов».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах