Примерное время чтения: 6 минут
247

Роялем стала кровать. Пролетарии КМВ признали композитора Прокофьева своим

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. Несогласных - в лагеря 23/04/2025
В 1917 году мать Прокофьева вывезла сына в Ессентуки.
В 1917 году мать Прокофьева вывезла сына в Ессентуки. Public Domain

Композитор Сергей Прокофьев, день рождения которого отмечают 23 апреля, часто бывал на Кавминводах. Здесь ему пришлось пережить облаву в гостинице и играть на кровати вместо рояля. Но были и светлые моменты: в Кисловодске в далёком 1938 году он познакомился со своей будущей женой Мирой Мендельсон. Оставшись вдовой, она поделилась письмами, фотографиями и книгой о маэстро с кисловодским краеведом Борисом Розенфельдом.

Человек-оркестр

«Пожалуй, самым плодотворным в творчестве Прокофьева стал его визит на Кавминводы в 1939 году, когда композитор завершил в Кисловодске свою первую советскую оперу – «Семён Котко», – рассказывает краевед. – Маэстро отдыхал в санатории РАБИС, для работников искусства, позднее переименованном в «Серебряную струю». 

Прокофьев был настолько увлечён оперой, что для режиссёра Серафимы Бирман полностью пропел партии солистов и оркестра, не выходя из санаторной комнаты. Кровать, покрытую белоснежным одеялом, он превратил в воображаемый рояль, устроился возле неё на краешке стула, а руки опустил на покрывало, словно это клавиатура инструмента». 

Женщине было очень важно услышать это произведение, так как ей поручили заниматься постановкой в театре имени Константина Станиславского.

Фото: АиФ-Северный Кавказ/ Марина Пархоменко

Магнит для публики

Первая встреча Прокофьева с Кавказом произошла 30 лет назад, когда он, студент консерватории, проводил каникулы в Ессентуках, где его матушка лечила ревматизм. Юноша собирался на курорте прохлаждаться, поэтому не взял с собой ноты и книги. Город пришёлся ему по душе, студент с интересом осмотрел Пятигорск, Железноводск, Кисловодск и задержался здесь дольше, чем предполагал. В дальнейшем Кавминводы прочно вошли в его жизнь, Сергей Сергеевич восемь раз приезжал сюда.

В 1911 году в Кисловодске Прокофьев останавливался в особняке купчихи Ушаковой, ставшем позднее музеем «Дача Шаляпина». Композитор с головой ушёл в сочинение музыки. В следующем году в Ессентуках Сергей Сергеевич жаловался, что на фортепиано барахлит несколько клавиш и невозможно выучить все пассажи. Через месяц он перебрался в Кисловодск, в светлую комнату, с хорошим инструментом, в доме на тенистой улице Российской. 

Неотъемлемой частью культурной жизни Кисловодска был знаменитый курзал. Прокофьев там выступил 12 августа. Его новаторский стиль в музыке не все понимали, тем не менее пресса назвала композитора «магнитом для публики». 

Фото: АиФ-Северный Кавказ/ Марина Пархоменко

Вместо оружия нашли… композитора

В роковом 1917 году мать снова отправилась лечиться на Воды и вывезла сына из революционного Петрограда, где в июле начались демонстрации. Композитор томился в Ессентуках от неопределённости будущего. Его вынужденное заточение на Кавказе продлилось до конца зимы 1918 года. 

Но были и позитивные моменты. Разлад в душе не помешал маэстро исполнить собственные сочинения на летних концертах в Кисловодске. Полезным было общение с Шаляпиным и беседы о развитии оперы. В октябре Прокофьев наслаждался красотой Теберды и Домбая, оценил масштаб Военно-Сухумской дороги.

Как далеко бы ни был Петроград, революционные события задели и курортный Кисловодск. Когда композитор жил в «Гранд-отеле», в гостиницу вломились вооружённые рабочие, они искали оружие и белогвардейцев. Услышав, что перед ними музыкант, участники облавы обошлись с Прокофьевым дружелюбно. Тогда он сделал вывод, что революционеры непримиримы к врагам, но ценят подлинное искусство.

Фото: АиФ-Северный Кавказ/ Марина Пархоменко

Кавказские мотивы

В годы Великой Отечественной войны Сергей Сергеевич находился в Нальчике и вместе с актёрами выступал с концертами для раненых в военных госпиталях, которые перепрофилировали в санатории.

Один из них прошёл в Ессентуках. Прокофьев исполнил несколько своих сочинений. Такие выступления бойцы всегда принимали на ура. И даже в такое тяжёлое время композитор продолжал творить и закончил оперу «Война и мир».

Народная музыка тоже была Прокофьеву не чужда. Он увлёкся музыкальным фольклором кабардинцев и положил его в основу Второго струнного квартета. Кавказские мотивы произведений маэстро до сих пор звучат на разных концертных площадках.

Фото: АиФ-Северный Кавказ/ Марина Пархоменко
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах