В истории каждого народа есть даты, которые с молоком матери впитывает каждый человек. Они становятся его генетической составляющей. И хотя в многовековой истории греческого народа великое множество героических и славных побед, а также чёрных страниц поражения своей цивилизации, день 25 марта 1821 г. особый.
«Проснись, народ,
и спящих пробуди!
На смертный бой
с тиранами иди!
Покончи с ними -
пред тобой
Всё снова
озарится красотой!»
Костас Варналис
25 марта 1821 стало началом нового витка истории, когда потерявшая свою государственность Древняя Эллада собралась с силами и сбросила ненавистное ярмо четырёхсотлетнего османского ига. Она вновь появилась на политической карте мира. На глазах у изумлённой Европы из пепла уничтоженной Византийской империи, как птица Феникс, возродилась греческая нация.
На языке Гомера и Софокла, Платона и Аристотеля вновь заговорил народ, сохранивший, как величайшую драгоценность, дарованную богами, как зеницу ока в годины тяжких испытаний, гонений и казней, родной язык, олицетворяющий его душу. Один из крупнейших представителей европейской поэзии ХХ в., классик греческой литературы Костас Паламас своё отношение к этому выразил восторженными словами:
«Богиня слова ты,
о материнский
Родной язык, души язык
достойный!
Глубокое прозрение
исчертило
Чело твоё и стан согнуло
стройный!
Но распрямись!
Из будущего мира
Победы весть я для тебя
похитил,
Как ту звезду, что светит
через время,
О, греческий язык!
О, смерти победитель!»
Даже пяти праведников не нашлось
Греческая революция своими корнями тесно связана с Россией, чью столицу называют Третьим Римом. Россия по праву считала себя наследницей Византийской империи, взяла на вооружение её государственную символику - двуглавого орла и флаг.
В 1453 г. турки штурмом овладели Константинополем - Византийиская империя пала. Публицист Алексей Яковлев-Козырев в своей статье «Путь на Афон» опубликованной в газете «Завтра», №7, в феврале 2016 г., сообщает мистическую версию гибели Византии в изложении афонского схимника: «Год 1453. Конец цветущего мая. Турки-османы второй месяц безуспешно осаждают Царьград. Греки дерутся отчаянно. Проявляют в боях непоколебимую стойкость, отвагу и мужество. Полны решимости биться до конца. Военные хитрости так и не привели осаждающих к победе. Коварные подкопы не смогли существенно изменить положение. Подземная минная война была проиграна. Несколько штурмов храбрые эллины отбили. Множились тяжёлые потери личного состава в турецкой армии. Распространялись опасные недуги. Изнемогали раненые и больные. Нарастало недовольство. Усиливался ропот. Турецкий султан Мехмед Второй Завоеватель уже собирался смириться с неудачей, снять осаду и уйти от Царьграда подальше, но придворные маги на военном совете убедили подождать ещё день:
«Над городом постоянно висит некая дымка из тонких облаков. Это небесный щит, особое прикрытие свыше. И пока оно есть - столицу Византии никто не возьмёт, - заявил кто-то из магов. - Подожди ещё день. Мы думаем, что чудёсное облако всё-таки покинет осаждённых».
28 мая 1453 года султану радостно сообщили: «Над столицей чистое небо. Благодатный покров снят. Теперь город твой». В это самое время у одного православного подвижника открылось духовное зрение. Он увидел ночной Константинополь и величественный храм Святой Софии, божественная благодать в виде пламенных языков оставляла защитников обречённого города. Горний пламень выходил из собора сквозь купола и поднимался ввысь. Кара Господня неотвратимо надвигалась.
В ночь с 28 на 29 мая начался штурм. Закипела кровавая сеча. Янычары ворвались внутрь через секретный проход в стене. Говорят, тайную калитку открыл какой-то предатель с Запада, на который столь долго и тщетно надеялась византийская знать. Это был некий венецианец или генуэзец. Вот чем обернулась предательская флорентийская уния с Римом.
Началась жуткая резня. Император Константин погиб в рукопашной схватке. Схватка не на жизнь, а на смерть кипела целый день. К вечеру 29 мая 1453 г. всё закончилось. Улицы взятого штурмом города покрывали тела убитых. Тысячелетняя Византийская империя пала!»
Схимник описывает, как турки праздновали это. Тут и становится понятной причина гибели империи.
«Прямо перед Мехмедом Вторым на стене возникает ладонь с растопыренными пальцами. Всё окружение смотрит на неё в упор.
Потом таинственное видение исчезает. Султан вызывает своих магов. Но они не могут объяснить суть видения. Предлагают срочно найти греческого мудреца Геннадия (святитель Геннадий Второй Схоларий, ставший константинопольским патриархом на Богоявлении 1454 г.). Сей духоносный подвижник приходит к султану. Получает от него задание. Уединяется на 2-3 дня для поста и молитвы. Принимает вразумление от Бога. Возвращается к Мехмеду и объясняет ему смысл увиденного.
- Сколько на ладони пальцев?
- Пять, - ответил покоритель Византии.
- Если бы в Константинополе нашлось хотя бы 5 праведников, ты бы никогда его не взял».
За отступничество Бог покарал греков жестоко. Понадобилось почти 400 лет рабства у турецких султанов, прежде чем луч свободы вновь воссиял на земле Эллады.
Поверили в народ
Турецкие поработители проявляли «чудеса» вандализма в уничтожении бесценных памятников, православных храмов, икон, других предметов материальной культуры. Затем последовал геноцид греческого народа, связанный с нетерпимостью османов к носителям православия. За четыре века порабощения греки потеряли 75% населения.
В конце XVIII - начале XIX вв., когда началось бурное развитие торгово-экономических отношений Османской империи с Россией, греки в силу исторической предприимчивости сумели захватить банковскую монополию и внешнюю торговлю в свои руки. Именно в этот период начинается активное переселение греков в Россию. Это поощрялось и русскими властями. Помимо радушного приёма греки в России получали широкие льготы по сравнению с любыми другими иностранцами: это и единовременная материальная помощь, и бесплатная выдача земельных наделов, и освобождение на длительное время от налогового бремени. Именно благодаря такой политике города Нежин, Одесса, Балаклава, а затем Таганрог и Астрахань превратились в богатые центры российской торговли. Порта* пытались пресечь нелегальную эмиграцию в Россию, но ни официальные демарши султана, ни гонения на греков Турции не смогли уже остановить этот процесс.
Свирепость и жестокость турецких поработителей и исламских фанатиков не затормозили непреодолимое стремление греков к освобождению. Организованную подготовку к свержению османского ига взяла на себя тайная революционная организация «Филики этерия» (дружеское общество), созданная греками-переселенцами из Турции в 1814 г. в Одессе. Она имела чёткую революционную идеологию, которую заложил великий поэт-революционер Ригас Велестинлис, позже зверски замученный турками.
Под непосредственным воздействием Французской революции возникли наиболее радикальные демократические черты идеологии Ригаса: вера в народные массы, их способность революционным путём сокрушить иго султанского деспотизма, стремление повести освободившиеся народы от иноземного рабства по пути национального и политического прогресса. «Военный гимн», сочиненный Ригасом, по силе воздействия на умы людей можно было сравнить только с «Марсельезой» : каждая строка дышала звучным революционным пафосом. Это стихотворение - революционный манифест, боевая программа действий для народов Османской империи, боровшихся против деспотизма.
Вербовка в общество производилась в строго индивидуальном порядке с соблюдением высшей степени секретности, ритуал приёма был разработан так, чтобы не только соблюсти все требования конспирации, но и оказать глубокое эмоциональное воздействие на принимаемого в общество. К началу 1820 г. завербованы все патриотично настроенные греки, предприниматели. К этому времени относится и вербовка братьев Ипсиланти, состоявших на русской военной службе и занимавших высокое положение в обществе. Попытки завербовать в 1820 г. в общество министра иностранных дел России графа Иоанна Каподистрию, грека по национальности, оказались неудачными. Он сочувствовал национальному движению своего народа, но, как министр царского правительства России, категорически отказался от предложения. Вместе с тем он предупредил руководство «Филики этерии», что любая попытка вооруженного выступления против Порты была бы расценена царём как безрассудная и не получила бы с его стороны никакой поддержки. Но глубоко патриотичный человек И. Каподистрия не сообщил об этом Александру I, чем спас многих от репрессий.
Ушёл в отпуск, взялся за революцию
Своё согласие возглавить революционное движение дал Александр Ипсиланти, самый молодой генерал русской армии, герой войны 1812 г., грек по происхождению. Это случилось 12 апреля 1812 г. Для греческого национального движения такая фигура была большой удачей, ибо имя Ипсиланти имело общегреческую известность. Высокое положение Ипсиланти на русской службе и его близость к царю должны были символизировать в глазах консервативной части греческого общества молчаливую заинтересованность царя в подготовке освободительного восстания. На большом военном совете в Одессе Ипсиланти потребовал предоставить ему единоличную верховную власть, пообещав после окончания революции дать отчёт нации в своих действиях. Совет «Филики этерии» такую власть ему предоставил.
Не теряя времени, Александр Ипсиланти решил всю работу по формированию материальной базы и организации людей взять на себя. В июне 1820 г. он отправился на встречу с Александром I в Царское Село, чтобы получить согласие на двухлетний отпуск, мотивируя это необходимостью поездки за границу для лечения, втайне лелея надежду, что в ходе прогулки по парку дворца он косвенно затронет проблему освобождения Греции. Однако, не успев еще заикнуться, был холодно прерван царём: «Вы по-прежнему молоды и восторженны, мой дорогой, но вы видите, что Европа спокойна».
Окончательно убедившись в негативном отношении царя к возможной греческой революции и получив отпуск, А. Ипсиланти незамедлительно выехал в Одессу, где состоялся большой военный совет «Филики этерии», на котором впервые прозвучало, что Греция должна освободиться сама, без иностранной помощи. В обращении к видным людям Греции он писал: «Я знаю, что во всех сердцах укоренилось неверное убеждение о том, что нам следует ожидать нашего спасения от иностранцев. Каждый рассудительный человек может понять, насколько это неверно. Достаточно только вникнуть в положение дел нашей Родины. Бросьте свой взор на моря, и вы повсюду увидите наших соотечественников - мореплавателей, готовых следовать примеру героев Саламина. Посмотрите на сушу, и вы повсюду увидите Леонидов, ведущих за собой любящих Родину спартанцев. Обратите внимание на согласие, объединяющее души этих героев. Посмотрите на их готовность к действиям и рвение. Сравните эти изумительные, великие достоинства с дряблостью, бессилием и внутренними смутами, характерными для нашего врага. Сможете ли вы тогда сказать, что от иностранцев мы должны ожидать своего спасения?»
Это убеждение Александра Ипсиланти было основано на материалах изучения объективного экономического и политического положения Греции. Избавляя часть греков от иллюзий ожидания помощи со стороны России и Англии, Ипсиланти писал им: «Всегда имейте в виду, что никогда иностранец не помогает иностранцу без огромной выгоды для себя. За кровь, которую иностранцы захотят пролить ради нас, нам придётся очень дорого расплачиваться».
Касаясь будущего государственного устройства освобождённой Родины, Ипсиланти, впитавший в себя республиканские идеи Французской революции, хорошо зная древнюю историю демократии в Афинах в период Перикла, писал видным этеристам: «Горе Греции, если в ней будет возведена на трон постоянная деспотическая власть».
Превратились в последователей Марса
Не желая, чтобы сведения о «Филики этерии» дошли до турецких правителей, Александр Ипсиланти решил форсировать события. Прибыв в Яссы 6 марта 1821 г., уже через 2 дня он опубликовал воззвание «В бой за веру и Отечество!», в котором призывал греческий народ сбросить ненавистное чужеземное иго. Призыв этот услышали.
25 марта, в праздник Благовещения (по старому стилю), началось восстание. В течение 3 месяцев оно охватило весь Пелопоннес, часть континентальной Греции, Крит, Кипр и некоторые другие острова Эгейского моря. Началась греческая национально-освободительная революция, ставшая долгой и кровопролитной войной за независимость.
Греческий историк И. Филлимон пишет об огромном воодушевлении, охватившем весной 1821 г. греческую молодёжь России: «Отовсюду, и особенно из близлежащих южных провинций России, греческая молодёжь из всех сословий, полная энтузиазма и самопожертвования, устремилась под знамёна Ипсиланти. Неспособные носить оружие вооружали тех, кто не имел средств. Юноши из видных семейств, которым были доступны все виды наслаждений, и учащиеся превращались из последователей Афины в последователей Марса. Все они думали только об интересах Отчизны, борьбу за освобождение считали единственным благом».
Общенациональный подъём распространился и на греческое захолустье России. Наряду с успешной вербовкой добровольцев, этеристы организовали во всех греческих общинах России сбор средств в фонд национально-освободительной войны. Все богатые греки, а также греки, имеющие весьма высокий статус при дворе русского царя, отдали большую часть своего богатства на благо освобождения Греции. Свою материальную помощь оказало и передовое русское дворянство. Будущий декабрист М. Орлов, который больше чем кто-либо был в курсе революционных приготовлений «Филики этерии», писал Раевскому вскоре после начала восстания в Молдавии: «Не смейтесь над Ипсиланти. Тот, кто кладёт голову за Отечество, всегда достоин почтения, каков бы ни был успех его предприятия. Впрочем, он не один, его покушение не презрительно ни по намерениям, ни по средствам». Симпатии грекам высказывали в консервативных кругах русского общества. Там были убеждены, что православная Россия должна поддержать в этой борьбе своих восточных братьев. Подобных взглядов придерживались и в чиновничьей верхушке.
На помощь борцам за свободу
В 1825 г. турецкий султан обратился за помощью к вассальному, но проявлявшему большую самостоятельность хедиву Египта Мухаммеду Али. Тот только что произвёл серьёзные реформы египетской армии по европейским образцам. Султан Турции обещал пойти на уступки относительно Сирии, если Мухаммед Али поможет. Египетские силы под командованием его сына Ибрагима быстро завладели Эгейским морем. Ибрагиму сопутствовал успех и на Пелопоннесе, где он сумел вернуть Триполис - административный центр области.
Борьба греческого народа за свободу получила большой международный резонанс. Широкое общественное движение солидарности с восставшими греками охватило многие страны Европы и США. В Париже, Лондоне, Женеве действовали филэллинские комитеты, занимавшиеся сбором средств для сражавшейся Греции. Тысячи добровольцев из разных стран устремились на помощь. Среди них был великий английский поэт
Д.Г. Байрон, павший за греческую свободу.
Греческая революция вызвала большое сочувствие во всех слоях русского общества. Настроения эти выразил поэт Александр Пушкин, записавший в 1821 г. в своём дневнике: «Я твёрдо уверен, что Греция восторжествует, и 25 000 000 турок оставят цветущую страну Эллады законным наследнинкам Гомера и Фемистокла».
В европейских странах, особенно в Англии, Франции и России, среди образованной элиты росло сочувствие к греческим патриотам, а среди политиков - желание ослабить Османскую империю. В 1827 г. в Лондоне приняли конвенцию, поддерживающую независимость Греции. 20 октября 1827 г. британские, французские и русские эскадры под командованием английского вице-адмирала Эдварда Кодрингтона вошли в греческие воды. В этот же день союзники в Наваринской бухте Пелопоннеса встретились с турецко-египетским флотом. В ходе четырёхчасового Наваринского сражения турецко-египетский флот был разбит союзниками. Вслед за этим французский десант высадился на сушу и помог грекам довершить разгром турок.
Признали независимость
Одержав эту победу, союзники не предпринимали в дальнейшем никаких совместных действий, направленных на подрыв военной мощи Турции. Более того, в их лагере начались разногласия по поводу раздела бывших владений Османской империи. Воспользовавшись этим, Турция в декабре 1827 г. объявила России войну. Началась Русско-турецкая война 1828-1829 гг., в которой Турция потерпела поражение. По Адрианопольскому мирному договору от 1829 г. она признала автономию Греции, а с принятием Лондонского протокола, подписанного 3 февраля1830 г. Российской империей, Великобританией и Францией, Греция признана независимым государством.
Создание самостоятельного государства имело огромное значение для греческого народа, его национального и социального прогресса. Греческая национально-освободительная революция 1821-1829 гг. стала важной вехой в борьбе европейских народов за национальное освобождение, против тирании и деспотизма. Это было первое успешное революционное выступление в Европе периода Реставрации и одновременно первое крупное поражение европейской реакции. Особенно большое значение греческая революция имела для Балкан. Впервые балканская страна завоевала независимость. Это стало вдохновляющим примером для других стран этого региона.
*По́рта — принятое в истории дипломатии и международных отношений наименование правительства Османской империи.
Фалес Куцурадис, историк
Одиссей Сахтариди,
председатель регионально-культурной автономии греков
Ставропольского края
На правах рекламы