К 200-летию независимости Греции (1821-2021)
В истории каждого народа есть даты, которые впитываются с молоком матери и хранятся в его генетической памяти. И хотя в многовековой греческой истории народа великое множество героических и славных дат, побед, а также чёрных страниц, но дата 25 марта 1821 года останется днём, когда потерявшая свою государственность древняя греция собралась с силами, сбросила ненавистное ярмо 400-летнего османского ига и вновь появилась на политической карте мира.
Греческая нация возродилась из пепла уничтоженной Византийской империи как птица Феникс на глазах у изумленной Европы. Вновь на языке Гомера и Софокла, Платона и Аристотеля заговорил народ, сохранивший родной язык как величайшую драгоценность, олицетворяющий душу нации.
Греческая революция тесно связана с Россией - Третьим Римом. Россия по праву считала себя наследницей Византийской империи, взяв на вооружение её государственную символику - двуглавого орла и флаг.
Почти смирился с неудачей
1453 г., турки штурмом овладевают Константинополем. Византийская империя пала.
Публицист Алексей Яковлев-Козырев в своей статье «Путь на Афон» сообщает мистическую версию гибели Византии в изложении афонского схимника: «Год 1453. Конец цветущего мая. Турки-османы второй месяц безуспешно осаждают Царьград. Греки дерутся отчаянно. Проявляют в боях стойкость, отвагу и мужество. Полны решимости биться до конца. Военные хитрости так и не привели осаждающих к победе. Коварные подкопы не смогли существенно изменить положение. Подземная минная война была проиграна».
Несколько штурмов греки отбили. Множились тяжёлые потери личного состава в турецкой армии. Нарастало недовольство. Турецкий султан Мехмед Второй Завоеватель уже собирался смириться с неудачей, снять осаду и оставить Царьград в покое. Но на военном совете кто-то из придворных магов обронил: «Над городом постоянно висит дымка из тонких облаков. Это небесный щит, особое прикрытие свыше. И пока оно есть, столицу Византии никто никогда не возьмет. Надо подождать ещё день».
Без защиты свыше
28 мая 1453 года султану радостно сообщили: «Над столицей чистое небо. Благодатный покров снят. Теперь город твой!»
В это же время у одного православного подвижника открылось духовное зрение. Он увидел ночной Константинополь и величественный храм Святой Софии, божественная благодать в виде огненных языков оставляла защитников города. Пламя выходило из собора сквозь купола и поднималось ввысь. Кара господня надвигалась.
В ночь с 28 на 29 мая начался штурм. Закипела кровавая сеча. Янычары ворвались внутрь через секретный проход в стене. По слухам, тайную калитку открыл какой-то предатель с Запада. Вот чем обернулась флорентийская уния с Римом.
Император Константин погиб в рукопашной схватке. Битва не на жизнь, а на смерть продолжалась весь день. К вечеру 29 мая 1453 г. всё закончилось. Улицы взятого штурмом города покрывали тела убитых. Тысячелетняя Византийская империя пала!
Схимник описывает, как турки праздновали победу. И становится понятной причина гибели империи.
Во время пиршества прямо перед Мехмедом Вторым на стене возникла ладонь с растопыренными пальцами. Султан вызвал магов. Но они не смогли объяснить суть видения. Отыскали греческого мудреца Геннадия (святитель Геннадий Второй Схоларий, ставший Константинопольским патриархом на Богоявлении 1454 года). Подвижник уединился на два-три дня в посте и молитвах. А когда вернулся, объяснил Мехмеду смысл увиденного.
«Сколько на ладони пальцев?» «Пять», - ответил покоритель Византии. «Если бы в Константинополе нашлось хотя бы 5 праведников, ты бы никогда его не взял».
Бог жестоко покарал греков за отступничество. Понадобилось почти 400 лет рабства у турецких султанов, прежде чем луч свободы воссиял на земле Эллады.
Дали землю, освободили от налогов
Турецкие поработители уничтожали бесценные памятники искусств, православные храмы, иконы. Затем последовал геноцид греческого народа, связанный с нетерпимостью османов к носителям православия. За четыре века численность греков сократилась на 75%.
В конце XVIII-начале XIX века, когда началось бурное развитие торгово-экономических отношений Османской империи с Россией, греки сумели взять банковскую монополию и внешнюю торговлю в свои руки. Именно в этот период началось активное переселение греков в Россию. Это поощрялось и русскими властями. Помимо радушного приёма, греки в России получали льготы: им предоставляли единовременную материальную помощь, бесплатно выдавали земельные наделы, освобождали на длительное время от налогового бремени. Именно благодаря такой политике города Нежин, Одесса, Балаклава, а затем Таганрог и Астрахань превратились в богатые торговые центры. Попытки пресечь нелегальную эмиграцию в Россию не увенчались успехом: ни официальные демарши султана, ни гонения на греков Турции не могли остановить этот процесс.
Тайное общество
Непреодолимое стремление греков к освобождению продолжало нарастать. Организованную подготовку к свержению османского ига взяла на себя тайная революционная организация «Филики этерия». Её в 1814 году создали в Одессе греки, переселившиеся из Турции. «Филики этерия» имела чёткую революционную идеологию, сформулированную великим поэтом-революционером Ригасом Велестинлисом, позже зверски замученным турками.
Под воздействием французской революции возникли наиболее радикальные демократические черты идеологии Ригаса: вера в народ, в его способность революционным путём сокрушить иго султанского деспотизма. «Военный гимн», написанный поэтом, по силе воздействия можно было сравнить только с «Марсельезой» - каждая строка дышала революционным пафосом. Это стихотворение - манифест, боевая программа действий для народов Османской империи, боровшихся за свержение деспотизма.
Вербовка в организацию шла строго в индивидуальном порядке с соблюдением высшей степени секретности, ритуал приёма был разработан так, чтобы не только соблюсти все требования конспирации, но и оказать глубокое эмоциональное воздействие на того, кого принимают в общество. К началу 1820 года революционерами стали все патриотично настроенные греки, предприниматели. К этому времени относится и вербовка братьев Ипсиланти, состоявших на русской военной службе и занимавших высокое положение в обществе. В 1820 году в сообщество попытались вовлечь грека по национальности министра иностранных дел России графа Иоанна Каподистрию, но неудачно. Как грек, он сочувствовал национальному движению своего народа, но, как министр царского правительства России, категорически отказался от такого предложения. Вместе с тем он предупредил руководство «Филики этерии», что любую попытку вооружённого выступления против Порты царь расценит как безрассудную и она не получит с его стороны никакой поддержки.
Своё согласие возглавить революционное движение дал самый молодой генерал русской армии, герой войны 1812 года, грек по происхождению Александр Ипсиланти. Это было 12 апреля 1812 года. Для греческого национального движения эта фигура была очень значимой, его знали все. Высокое положение Ипсиланти на русской службе и его близость к царю должны были символизировать в глазах консервативной части греческого общества молчаливую заинтересованность царя в подготовке освободительного восстания.
Взял отпуск на революцию
На большом военном совете в Одессе Ипсиланти потребовал предоставить ему единоличную верховную власть, обещая после окончания революции отчитаться перед нацией.
Совет «Филики этерии» согласился. Александр Ипсиланти решил не медлить. Всю работу по организации революции он взял на себя. В июне 1820 года он отправился на встречу с Александром I в Царское Село, чтобы получить согласие на двухлетний отпуск. Свою просьбу он собирался объяснить необходимостью уехать за границу на лечение, но лелеял надежду при встрече затронуть и вопрос освобождения Греции. Это ему не удалось. Едва он начал говорить, как царь холодно его прервал: «Вы по-прежнему молоды и восторженны, мой дорогой, но вы видите, что Европа спокойна».
Окончательно убедившись в негативном отношении царя к возможной греческой революции и получив отпуск, Ипсиланти сразу выехал в Одессу, где состоялся большой военный совет «Филики этерии». На совете он впервые заявил, что Греция должна освободиться сама, без иностранной помощи.
В обращении к известным в Греции людям он писал: «Я знаю, что во всех сердцах укоренилось неверное убеждение о том, что нам следует ожидать нашего спасения от иностранцев. Каждый рассудительный человек может понять, насколько неправильным является это убеждение. Для этого следует только вникнуть в положение дел нашей Родины. Бросьте свой взор на моря, и вы повсюду увидите наших соотечественников - мореплавателей, готовых следовать примеру героев Саламина. Посмотрите на сушу, и вы повсюду увидите Леонидов, ведущих за собой любящих Родину спартанцев. Обратите внимание на согласие, объединяющее души этих героев. Посмотрите на их готовность к действиям и рвение».
Предупреждая богатых греков о том, что надежда на помощь со стороны России и Англии - иллюзия, Ипсиланти писал им: «Всегда имейте в виду, что никогда иностранец не помогает иностранцу без огромной выгоды для себя. За кровь , которую иностранцы захотят пролить ради нас, нам придётся очень дорого расплачиваться».
Все думы - об Отчизне
Касаясь будущего государственного устройства освобожденной Родины, Ипсиланти, впитавший в себя республиканские идеи французской революции и хорошо знающий древнюю историю демократии в Афинах, писал видным этеристам: «Горе Греции, если в ней будет возведена на трон постоянная деспотическая власть».
Не желая, чтобы сведения о «Филики этерии» дошли до турецких правителей, Александр Ипсиланти решился форсировать события. Прибыв в Яссы 6 марта 1821 года, уже 8 марта он опубликовал воззвание «В бой за веру и Отечество!». Призыв услышали. 25 марта в день Благовещения (по старому стилю) начались волнения. За три месяца восстание охватило весь Пелопоннес, часть континентальной Греции, Крит, Кипр и некоторые другие острова Эгейского моря. Началась греческая национально-освободительная революция, ставшая долгой и кровопролитной войной за независимость. Греческий историк Филимон пишет об огромном воодушевлении, которое охватило весной 1821 года молодых греков России: «Отовсюду, и особенно из близлежащих южных провинций России, греческая молодёжь из всех сословий, полная энтузиазма и самопожертвования, устремилась под знамена Ипсиланти. Неспособные носить оружие вооружали тех, кто не имел средств. Юноши из видных семейств думали только об интересе Отчизны, и борьба за освобождение почиталась ими единственным благом. Наряду с успешной вербовкой добровольцев, этеристы организовали во всех греческих общинах России сбор средств в Фонд национально-освободительной войны. Все богатые греки, и греки, имеющие весьма высокий статус при дворе русского царя, отдали большую часть своего богатства, чтобы освободить Грецию. Свою помощь оказало и передовое русское дворянство. Будущий декабрист Орлов, который был в курсе революционных приготовлений «Филики этерии», писал Раевскому вскоре после начала восстания в Молдавии: «Не смейтесь над Ипсилантием. Тот, кто кладёт голову за Отечество, всегда достоин почтения, каков бы ни был успех его предприятия. Впрочем, он не один, его покушение не презрительно ни по намерениям, ни по средствам». Симпатии грекам высказывали консервативные круги русского общества. Они были убеждены, что православная Россия должна поддержать в этой борьбе своих восточных братьев.
К цветущей Элладе
В 1825 году турецкий султан обратился за помощью к вассальному, но проявлявшему большую самостоятельность хедиву Египта Мухаммеду Али, который только что серьёзно реформировал египетскую армию по европейским образцам. Султан Турции обещал пойти на уступки относительно Сирии, если Али поможет. Египетские силы под командованием сына Али Ибрагима быстро завладели Эгейским морем. Ибрагиму также сопутствовал успех и на Пелопоннесе.
Борьба греческого народа за свободу получила большой международный резонанс. Общественное движение солидарности с восставшими греками охватило многие страны Европы и США. В Париже, Лондоне, Женеве действовали филэллинские комитеты, которые собирали средства для сражавшейся Греции. Тысячи добровольцев из разных стран устремились на помощь грекам. Среди них был великий английский поэт Байрон, павший за греческую свободу. Революция вызвала большое сочувствие во всех слоях русского общества. Настроения эти выразил А.С. Пушкин, записавший в 1821г. в своем дневнике: «Я твёрдо уверен, что Греция восторжествует и 25 000 000 турок оставят цветущую страну Эллады законным наследникам Гомера и Фемистокла».
В европейских странах, особенно в Англии, Франции и в России, среди образованной элиты росло сочувствие к греческим патриотам, а среди политиков - желание ослабить Османскую империю. В 1827 году в Лондоне приняли конвенцию, поддерживающую независимость Греции. 20 октября 1827 года британские, французские и русские эскадры под общим командованием английского вице-адмирала Эдварда Кодрингтона вошли в греческие воды. В этот же день союзники в Наваринской бухте Пелопоннеса встретились с турецко-египетским флотом. В ходе четырёхчасового Наваринского сражения турецко-египетский флот разбили союзники. Вслед за этим французский десант высадился на сушу и помог грекам завершить разгром турок.
Первый президент
Одержав эту победу, союзники не предпринимали в дальнейшем никаких совместных действий, направленных на подрыв военной мощи Турции. Более того, в лагере бывших союзников начались разногласия по поводу раздела владений Османской империи. Воспользовавшись этим, Турция в декабре 1827 года объявила России войну. Началась русско-турецкая война 1828-1829 гг.,
в которой агрессор потерпел поражение. По Андрианопольскому мирному договору от 1829 года Турция согласилась с автономией Греции. 3 февраля 1830 года Российская империя, Великобритания и Франция, подписав Лондонской протокол, признали Грецию независимым государством.
В 1827 г. национальное собрание греков приняло Гражданскую Конституцию Эллады. С согласия трёх держав, России, Франции и Англии, граф Иоанн Каподистрия стал первым президентом. Каподистрия был российским поданным и бывшим министром иностранных дел России (1816-1822 гг).
В независимой Греции сразу же началась борьба за власть между влиятельными семьями Каподистрия и Мавромихали, которая привела к убийству первого президента страны. Союзные державы под нажимом России решили установить в Греции монархический строй. В 1832 г. собралось пятое национальное собрание греков, которое приняло Конституцию королевства эллинов. Но посаженный на трон баварский принц Оттон правил недолго. После антикатолического и антибаварского восстания в Греции в 1843 г. приняли Конституцию, которая определила, что приемником Оттона и наследником греческого престола может быть только православный.
Против тирании и деспотизма
В 1862 г. вспыхнуло новое восстание, которое привело к отречению Оттона от престола и бегству его из Греции.
Следующим королём под давлением России державы - гаранты независимости Греции выбрали в 1863 г.
датского принца Георга, который принял православие. Он был братом русской императрицы Марии Федоровны - супруги Александра III и матери Николая II .
Для ещё большего сближения Греции и России внучка императора Николая I, великая княгиня Ольга Константиновна, обвенчалась с королем Георгом I. Венчание состоялось в Санкт-Петербурге 15 октября 1876 года. Русская королева греков оставила о себе в народе добрую память.
Создание самостоятельного государства имело огромное значение для греческого народа, для его национального и социального прогресса. Греческая национально-освободительная революция 1821-1829 гг. стала важной вехой в борьбе европейских народов за национальное освобождение, против тирании и деспотизма. Это было первое успешное революционное выступление в Европе периода Реставрации и одновременно крупное поражение европейской реакции. Особенно большое значение греческая революция имела для Балкан. Впервые балканская страна завоевала независимость. Это стало вдохновляющим примером для других расположенных здесь стран.
Кстати
С нападением на Константинополь связана трагедия крупнейшего памятника византийского зодчества и христианской святыни - собора Святой Софии. В 1453 году, после того как город оказался под властью османов, захватчики превратили собор в мечеть. По словам историков, османы разломали запертые ворота храма и, вооружённые мечами, ворвались внутрь: «В одну минуту разрубили святые иконы, похитив с них украшения, а также одежды святой трапезы. Драгоценные и священные сосуды священного сосудохранилища, золотые и серебряные и из другого вещества приготовленные, в один момент всё унесли». По некоторым данным, все молящиеся в храме были убиты. На одной из колонн сейчас имеется красная полоса. Считается, что кровь убитых заполнила помещение и достигла этого уровня.
Захватчики со временем пристроили к храму минареты, замазали мозаику с ликами христианских святых штукатуркой, переиначили внутреннее устройство.
В начале XX века расположенный в столице современной Турции Софийский собор стал музеем. Но в прошлом году он снова превратился в мечеть, что вызвало большой резонанс у международной общественности.
В турецком обществе это событие тоже вызвало неоднозначную реакцию. К примеру, газета «Ахвал» от 25 июня 2020 года опубликовала интервью с турецким историком, академиком Танером Акчамом, в котором он сокрушается о том, что произошло. «Мы живём в XXI веке, но наш менталитет остается прежним, как в 1453 году. В действительности единственное, что уместно было сказать по поводу обращения собора Святой Софии в мечеть, - это неподобающе и постыдно, - говорит Акчам. - О нас в преданиях завоёванных городов говорится: «Ничто не приносит плодов на земле, где ступала нога османов».
В завершение интервью академик приводит слова Цицерона о том что, «священные места неприкосновенны не только для рук, но и для мыслей».
Автор выражает искреннюю благодарность предпринимателю Афанасову Г.А. за финансовую поддержку проекта.
Фалес Куцурадис, историк Ессентукской городской греческой общественной
организации
На правах рекламы