Статуя Дука-Бека - центральный экспонат пятигорского музея каменных древностей под открытым небом. Её исследуют 250 лет в России и за рубежом, но лишь догадываются, кто и когда её создал, где именно её обнаружили и кого она изображает.
О загадках древнего монумента «АиФ-СК» рассказал заведующий сектором культуры и истории Пятигорского краеведческого музея, кандидат исторических наук, заслуженный работник культуры РФ Сергей Савенко.
Серый властелин
Летом 1773 года примерно в 20 верстах к юго-востоку от современного Пятигорска российский академик Иоганн Антон Гюльденштедт обнаружил необычную статую. Первое, что бросилось в глаза учёному - её тёмно-серый цвет, не характерный для местных пород камня.
«Никто из местных жителей не знал, что это за камень, - рассказал Сергей Савенко. - Исследователи сначала полагали, что это гранит, позже появилась версия о вулканической породе. Но таких месторождений в том месте нет. Не узнал Гюльденштедт, кого изображает статуя - настолько она была древняя. Удалось выяснить, что кабардинцы называют её Дука-Бек. Duca - это герцог на латыни, а бек - князь на тюркских языках».
Надпись оставили вандалы?
Учёный подробно описал находку. Верхняя её часть изображала мужчину, по-видимому, воина или вождя. В его руках - маленький кубок в форме сапожка, на голове - шапочка, а на теле - кафтан. В нижней части - сюжетная композиция, до сих пор не расшифрованная до конца - не все детали сохранились, а многие рисунки с натуры и фото разных лет утеряны.
Между изображениями были надписи, выполненные частично греческими, частично славянскими буквами. Они сохранились благодаря архитектору Джузеппе Бернардацци. Часть фраз не расшифрована. Разобрали слова «Георгий» и «Иисус Христос побеждает». Остальное - на непонятном языке. Возможно, писал неграмотный, срисовывая буквы с образца.
Интересно, что надпись вырезана в камне, в отличие от сюжетов, выполненных в технике барельефа. Кроме того, в нижних рядах начертание букв меньше, чем в верхних. Может быть, её сделали на несколько столетий позже, а потом ещё и дополнили? Это объяснило бы, почему памятник не могут датировать - его относят и ко второму, и к четвёртому, и к четырнадцатому, и к семнадцатому веку. Ни одна из версий не подтверждена.
Могила не найдена
К сожалению, Гюльденштедт не записал, где именно обнаружил статую, и это добавило сложностей следующим поколениям исследователей. Находку назвали Этокским памятником, а это имя носят река Этока и сёла Этока на Ставрополье и Этоко в КБР. Учёные склоняются к версии, что монумент стоял на территории современной Кабардино-Балкарской республики, недалеко от озера Тамбукан. На одном из холмов находилось древнее городище, и, возможно, его и украшала статуя.
«Назначение памятника - ещё одна загадка, - рассказал Сергей Савенко. - Был ли он приурочен к какому-то событию, отмечал ли место сражения, посвящён ли конкретному человеку? Ясно лишь, что захоронений в тех местах не нашли, а значит, это не надгробие».
Так кто же этот Дука-Бек? За 250 лет ему приписывали адыгские, осетинские, армянские, грузинские, византийские и даже русские корни. Писали, что на самом деле звали его не Бек, а «сын Бак», и теперь это имя носят река и город Баксан в Кабардино-Балкарии. Была версия, что это вовсе не один человек, а собирательный образ, памятник восьмерым погибшим братьям от скорбящей сестры.
На затылке у истукана - христианский крест, но некоторые из выгравированных в нижней части монумента сюжетов, по мнению академика Всеволода Миллера, изображают языческие ритуалы поминок и представления о загробном мире. Отчётливо просматривается виночерпий с чашей и кувшином, сражающиеся всадники, стоящий на коленях стрелок. Первооткрыватель памятника Иоганн Антон Гюльденштедт писал, что в руках у него - ружьё, которое могло появиться на Кавказе только в XVII-XVIII веках.
Кстати
Статуя Дука-Бека, благодаря которой зародился первый в Европе музей каменных древностей под открытым небом, попала в Пятигорск не сразу и украшала его недолго. Реликвию привезли на курорт в 1849 году, а уже в 1881 году её забрали в Москву. На Ставрополье осталась искусно выполненная копия, ещё одна находится в Нальчике, а оригинал по сей день установлен в Государственном историческом музее, в 12-м зале.