Примерное время чтения: 10 минут
3557

Гости из прошлого. Как казаки-некрасовцы сохраняют самобытность

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44. АиФ-СК 30/10/2019 Сюжет На одном языке
Казачки по праздникам надевают костюмы, которые носили в Турции их бабушки
Казачки по праздникам надевают костюмы, которые носили в Турции их бабушки / Анисьи Васютовой / Из личного архива

В посёлке Новокумском на Ставрополье уже более полувека живут казаки-старообрядцы. Приехали они из Турции (куда бежали из России в начале XVIII века после конфликта с царской армией), где на протяжении более 250 лет их предки сохраняли свой язык, веру, традиции. Как им это удавалось на чужбине – в материале «АиФ-СК».

Свои грехи замаливают, чужие прощают

Каждый месяц в казачьем музее Новокумского проходят посиделки клуба «Гутарка». Там жительницы посёлка собираются, общаются, поют песни, вспоминают традиции некрасовцев. На октябрьской встрече речь шла о свадебных обрядах.

«Осень - благоприятное время для свадеб у казаков, лучше всего жениться на Покров, - рассказали в музее. - С конца августа по ноябрь - период между большими церковными постами. Его называют «осенний мясоед». Начинался он с Успения и заканчивался рождественским постом. В это время можно есть мясо, тогда как в пост это запрещено».

Казаки-некрасовцы в Турции.
Казаки-некрасовцы в Турции. Фото: Из личного архива/ Анисья Васютова

С тем, что казаки предпочитали жениться по осени, не согласна методист Центра казачьей культуры Ольга Козина. По её словам, она сама из рода некрасовских казаков и они, живя в Турции, играли свадьбы весной после Пасхи и летом.

«А осенью после окончания полевого сезона мужчины собирались в артели и уходили в море на рыбный промысел», - говорит Ольга Яковлевна.

Бывает, казаки старой закалки держат пост, а их дети и внуки - уже нет. Они разъехались по разным городам, забыли веру отцов и дедов. Изредка собираются в отчем доме по большим праздникам. Например, на Новый год.

С точки зрения старообрядцев - а некрасовцы к ним относятся - новогодние гулянья для православных - сплошной грех. Люди объедаются, выпивают и гуляют в разгар Рождественского поста. Но некрасовские казачки - женщины смиренные, никого не судят. С детства умеют радоваться тому, что имеют, а на то, что многих выводит из себя, не обращают внимания. Свои грехи замаливают, чужие прощают.

И вот, соблюдая строгий пост, под Новый год, ожидая детей и внуков, готовит казачка сочные котлеты, селёдку под «шубой», запекает и тушит уток. Традиционное блюдо некрасовцев - рыбные вареники - у неё всегда заготовлено в морозильнике. Встречает она родных богато накрытым столом, а сама не ест ничего и в церковь ходит по несколько раз в день. При этом надевает свой яркий и пёстрый многослойный наряд. Тот самый, что в Турции носила ещё её бабушка.

Красавушки-лебёдушки

В этих нарядах рукава, передник и даже пояс - всё сшито из разноцветных лоскутов. Многочисленные петельки на лифе с крохотными пуговицами сшиты вручную, как и весь костюм. На кончиках пояса и на головном платке - разноцветная бахрома. За пояс заткнут беленький платочек. Платок на голове - красный с узорами жёлтыми. У замужней казачки он завёрнут специальным образом, на турецкий манер. И на платок этот прикрепляют булавочки с камешками от сглаза, украшениями из бисера в виде цветов, крохотных рыбок. В тёплое время казачки украшают платок живыми цветами из своего палисадника. Оденутся красавушки (так называют нарядных женщин казаки) и плывут лебёдушками в «церкву». На ногах у них белые носочки и опрятная удобная обувь, так как стоять службу нужно иногда не один час.

Храм в посёлке Новокумском небольшой, разделён на две части. В одной, куда вход с улицы в первую дверь от ворот, собираются мужчины. Эта комната ближе к алтарю. Следующая дверь ведёт в зал для женщин. Казаки говорят, что мужчины впереди стоят не только потому, что они играют главную роль в семейной и общественной жизни, но и потому, что во время службы нужно кланяться до пола, и если женщины будут впереди мужчин, это может наводить на грешные мысли.

В храме некрасовцев нет росписей на стенах и потолке, отделки сусальным золотом, дорогих икон, но царит особая атмосфера благодати, умиротворения. Наверное, из-за древних образов, которыми увешаны стены. На вид иконы невзрачные, тёмные, на многих только очертания святых. Но они намоленные, много раз освящённые. Эти иконы, как и церковные книги, далёкие предки нынешних казаков унесли с собой из России в Османскую империю. Там, на чужбине, реликвии помогали некрасовцам жить, сохранять свою православную веру и язык, оставаться собой на протяжении почти трёх столетий.

254 года на чужбине

В ноябре 1708 года после подавления Булавинского восстания, связанного с попыткой Петра I вернуть в армию крестьян, сбежавших и спрятавшихся в казачьих станицах,  остатки повстанцев под предводительством атамана Игната Некрасова ушли с Дона сначала на Кубань, на земли Крымского ханства, затем на территорию Османской империи.

«Прожили они на чужбине 254 года. Что-то заимствовали у османов в одежде, в кухне появились турецкие нотки, например, выпечку заливают сладким сиропом наподобие восточных сладостей. Но некрасовцы сохранили главное - веру, язык, фольклор, традиции», - говорит потомственная некрасовская казачка, директор Центра казачьей культуры Оксана Шепелеева.

Её свёкор был зачат ещё в Турции, а на свет появился в Будённовске. Он стал первым из некрасовцев, родившихся на Ставрополье. Чуть раньше него, прямо на корабле, родился Семён Бабаев. Он стал тысячным на теплоходе «Грузия», который перевозил 999 казаков-некрасовцев из Турции в СССР в сентябре 1962 года. Здесь был совсем другой мир, и некрасовцы произвели сенсацию, будто на машине времени вернулись из глубины веков.

«Будь, детушка, уступлива»

Одна из традиций, которую сберегли некрасовцы, - свадебная.

«Свадебный обряд начинался с «оголашивания» невесты. Мать, тётьки, сёстры, крёстная, подруги оголашивали, то есть плакали, причитали, пели заунывные песни, мол, «отдаём тебя во чужи рученьки, будь послушна, детушка, уступлива», - рассказывает Оксана Шепелеева.

За причитаниями невесту наряжали. Костюм по фасону напоминал повседневный, но был из более дорогих тканей, шёлка.

«На голове у неё кичка - шапка с ушками и сорока - ободок, расшитый монетами серебряными и золотыми. Убранство невесты завершал покров из белой полупрозрачной ткани, закрывающий лицо девушки. Жених приходил с друзьями и родственниками, они выкупали невесту. Сначала предлагали гостинцы, платочки. Родственники и подружки невесты подарки хвалили, но ждали денег. Когда монеты со звоном переходили к ним в руки, считалось, что девичью красу продали», - говорит Оксана.

Жительница посёлка Новокумского Левокумского района Ставрополья Анисья Васютова - одна из тех, кто вернулся 57 лет назад из Турции в Россию и поселился среди виноградных плантаций Левокумья. Замуж её выдали 15-ти лет от роду ещё в турецком селе Коджагёль. Некрасовцы именовали его Майнос, по названию озера, у которого находилось живописное поселение некрасовцев.

«Молодёжь тогда знакомилась на праздниках, на свадьбах. На Маслену (Масленицу) парни и девчонки брались за руки и водили карагод (хоровод)», - рассказывает Анисья Васютова.

Анисья Васютова с сыном Алексеем.
Анисья Васютова с сыном Алексеем. Фото: Из личного архива/ Анисья Васютова

Своего жениха Парфёна Анисья знала, в одном ведь селе жили. Но до свадьбы молодые люди почти не общались. Был он из трудолюбивой семьи.

«Отец и мать у него работяги были, как и у нас. Все тогда много работали. Фасоль, хлеб, кукурузу сеяли, арбузы выращивали, рыбу ловили. Вырастят зерно, продадут - вот и деньги», - вспоминает казачка.

Отец и крёстная будущего мужа пришли сватать Анисью (в девичестве Пушечкину. У казаков и говор, и фамилии ласковые: Лебедковы, Пушечкины, Николушкины, Милушкины), когда ей было всего 14. Девочке не хотелось идти замуж, но воля батюшки - закон.

«Почти все так и женились, как велят родители. Редко - когда по любви. Замужество в 14-15 лет было обычным делом», - говорит Анисья Васютова.

Шумно и весело отгуляли сватовство, а через год, когда девушке исполнилось 15, сыграли свадьбу. В итоге прожили они с Парфёном Ивановичем 55 лет. Пятерых детей вырастили.

Рыбка – сказка, фасоль - песня

Накануне свадьбы у невесты и жениха собирались казачки, дружно готовили угощения. Пироги с разными начинками, сладости, похожие на восточные. С кулака пыщещки (крохотные пышечки в сиропе), катламощки - жареные рулетики, порезанные на кусочки из пресного теста, залитые сладким сиропом, плящинду - запечённые рулеты с тыквой, уложенные рядами, также обильно политые сиропом. Обязательно готовили рыбу.

«Наловят в озере тараночек вкусных-вкусных, свежих, - нажарют. Перцы тоже», - вспоминает Анисья Марковна. 

Рыбу и болгарские перцы жарили на большой сковороде на самодельной печи на дровах. Такие печи и сейчас есть у казачек во дворах. Приготовленные там маленькие пузатые пирожки и борщ с филигранно нарезанной капустой, которая не варится, а доходит в снятом с огня казане, намного вкуснее, чем на обычной плите. Пожаренная там рыба тает во рту. Подаётся и просто аппетитными кусочками с хрустящей корочкой, и томлённая с томатами и луком. Жареные перцы не едятся, а уплетаются. То же можно сказать и про жареные баклажаны, помидоры, кабачки. Казаки-некрасовцы очень вкусно готовят рыбью икру, которую называют «икорощка». Сазанью икру с солью хорошо взбивают, избавляют от жилок. Добавляют сок лимона, мелко нарезанный лучок, растительное масло, и всё это хорошо перемешивается.

Классическое, по-некрасовски колоритное блюдо - рыбные вареники. Крупную рыбу пожирнее отваривают, охлаждают. Мясо отделяют от костей, делают фарш с мелко нарезанным лучком, чесночком, солью и чёрным перцем. Лепят крошечные вареники и оставляют на каждом у одного края дырочку. Так, чтобы фарш не вышел наружу, а бульон, в котором варилась рыба и будут кипеть вареники, попал внутрь и сделал их сочнее. Подаются рыбные вареники вместе с щорбой - бульоном, где они варились.

И ещё одна «песня» некрасовской кухни - суп из белой фасоли. Бобовые выращивали и готовили в каждой казачьей семье. Белую фасоль, которую казачки и сейчас выращивают в огороде, кладут в кастрюлю с водой или бульоном. Туда же крошат морковку, лук, помидоры, перец, соль, специи, растительное масло. Ставят на медленный огонь и занимаются другими делами. Про это блюдо казачки говорят: «Поставила томиться и пошла в огород». Пока хозяюшка наводила порядок на грядках, наваристый, питательный и в то же время лёгкий и очень вкусный суп с воздушной фасолью и овощами был уже готов.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах