Мужской хор ансамбля казачьей песни «Братина» из Санкт-Петербурга во время фольклорной экспедиции в Чечню посетил литературно-этнографический музей Льва Толстого. О чём говорили потомки казаков и горцев – в материале «АиФ-СК».
Старые корни новой дружбы
Участники ансамбля казачьей песни во время экспедиции общались со старожилами-казаками, их потомками, изучали традиции, собирали старые казачьи песни. Это не первая подобная поездка представителей ансамбля в республику. Как всегда, гостеприимно и радушно, их встретили в музее русского классика в станице Старогладовской Шелковского района. Хозяева и гости говорили о жизни Толстого на Кавказе, о его дружбе с горцами и казаками, о том, как эти народы веками жили бок о бок друг с другом.
Уклад казаков, которые в XVI заселяли левый берег Терека, во многом формировался под влиянием соседей - чеченцев, ингушей и других жителей гор. Например, казачьи избы были схожи внутренним устройством и убранством с горской саклей. Лев Толстой, проводя в Чечне юношеские годы, писал, что гребенские казаки «устраивают свои жилища по чеченскому обычаю».
«Многие казаки были кунаками чеченцев. Они гордились этой дружбой и оставались верны ей из поколения в поколение. Веками шло взаимопроникновение русских и горских обычаев и традиций. И в результате разные нации пришли к общему семейному и общественному укладу», - рассказал директор музея Салавди Загибов.
Он добавил, что начало гребенскому казачеству положили рязанские казаки. Они высадились на берегах реки Сунжи и создали там три станицы по имени своих атаманов: Курдюковскую, Гладковскую и Шадринскую. Позже появились станицы Новогладновская и Червлённая.
Говоря о первых русских поселенцах на Северном Кавказе, музейщик вспоминает, как описывают их историк и этнограф Иван Попко, военный и историк Василий Потто и атаман Терского казачьего войска, краевед и журналист, автор книг об истории терского казачества Михаил Караулов.
«Сначала на берегах Терека в XIV веке появились новгородские ушкуйники (пираты), вольные дружины которых, совершая походы на лодках (которые назывались ушкуи) через Каспийское море, проникали в устье Терека и поднимались вверх по реке. Здесь они вступали в стычки с местными жителями, совершали набеги и селились по берегам Терека, создавали сплочённые коллективы и называли свои поселения городками. Через Дон, Волгу и Каспийское море, повторяя маршрут новгородских ушкуйников, устремились к берегам Терека рязанские казаки. Это переселение было напрямую связано с присоединением в 1520 году Рязанского княжества к Московскому государству. К этому времени практически завершился процесс объединения русских земель в единое централизованное государство. Тысячи рязанцев были переселены во внутреннюю часть Московского княжества. Рязанских казаков, живших по берегам Дона и Волги в Червлёном Яру и служивших охранной стражей, должны были переселить в «пределы суздальские», но они этому не подчинились и самовольно ушли на Терек. Дореволюционные историки Василий Татищев, Николай Карамзин, Сергей Соловьёв и другие считали, что гребенские казаки, как и терские, ведут своё начало от донских. Происхождение их связано с бегством русских казаков с Дона на Северный Кавказ. Здесь они объединились в самостоятельные казачьи общины. Название же своё они получили от Гребенских гор ещё на Доне, где казаки проживали до переселения. Историк русского казачества Евграф Савельев доказывал, что «на реке Дон жили казаки гребенские в городке Гребни», - рассказал Салавди Загибов.
Из далёкого детства
Участники казачьего хора поблагодарили руководителя музея за содержательную экскурсию и в знак признательности исполнили казачью песню. Здание музея наполнили красивые мужские голоса. Старинные фольклорные мелодии звучали будто из глубины веков.
«Я с удовольствием их слушал. Они напомнили мне моё детство, - говорит Салавди Загибов. - Эти песни пели наши соседки-казачки. Мы слушали, и ностальгия по тем временам нахлынула на нас, вспоминали тех людей в станице, которые жили и работали вместе с нашими родителями в поле, в школе, в музее».
Отец Салавди Хусейн Загибов был журналистом районной газеты. Возглавив музей Толстого в 1985 году, он сумел уберечь его от уничтожения во время двух военных кампаний. Сам охранял экспонаты по ночам, а сыновья дежурили днём.
«Когда уже бомбили окраины станицы, он во главе делегации с представителями местных властей и учительницей отправился к военным и попросил прекратить обстрел. Военные удивились, что в такой глуши есть музей Льва Толстого, и по приглашению отца приехали посмотреть на него. После этого бомбёжки прекратились», - рассказывает сын.
Он возглавил музей в 2008-м, после ухода из жизни Хусейна Загибова.
«Я закончил школу в 1994 году, когда в музее никто не хотел работать. Коллектив распался, потому что зарплату не платили, отец остался один. Я в то время грезил милицейской работой, не представлял себя сотрудником музея, но отцу помогал. Учась на историческом факультете, работал в музее Толстого. Мы там практически жили с отцом, топили, старались сохранить экспонаты»,- говорит Салавди Хусейнович.
Несколько раз порывался было уйти работать в милицию, но каждый раз отец просил помочь, и он оставался. С 2004 года параллельно работал в школе, преподавал историю.
«У нас, у чеченцев, слово старшего - закон. Есть поговорка даже: кто не послушается старшего, горько пожалеет. Такую мудрость оставили нам старейшины. Я рад, что послушал отца, не разочаровал его, тем более он эту работу очень любил, его приглашали на различные должности, он никуда не пошёл - остался в музее», - говорит директор.
Русский классик - чеченский кунак
В следующем году в музее Льва Толстого в Чечне появится новая экспозиция. Финансирование выделило Минкультуры РФ. У исследователей и ценителей творчества классика, а также у обычных путешественников (музей включён в туристические маршруты по Чеченской Республике) будет возможность ещё больше узнать о месте, где раскрылся талант русского классика.
«Толстой стал писателем в наших краях, - считает Салавди. - Приехав на Кавказ по приглашению брата Николая совершенно неизвестным молодым человеком после ухода из университета и ветреной жизни в Петербурге, он постепенно полюбил эти места и написал первые сделавшие его знаменитым произведения. Биограф Толстого Сергей Беляков повествует о том, что однажды ночью братья Толстые вспоминали здесь детские годы. Наутро Лев Николаевич объявил брату, что хочет написать историю своего детства. 23 августа 1851 года он начал писать повесть «Детство» и завершил её за год. Не только я, ведущие литературоведы считают, что на пробуждение его таланта повлиял Кавказ. Природа, люди, их характеры, гостеприимство, традиции. В XIX веке, даже во время Кавказской войны, горцы и казаки дружили, были кунаками. Сам Лев Толстой был чеченским кунаком. У наших народов произошло сильное взаимопроникновение культур. Много схожих традиций, обычаев, черт характера. Лев Толстой говорил: казаки и чеченцы переняли друг у друга всё, кроме языка и веры».