Награда от союзников
– Шла Первая мировая война, ничего удивительного в награждении англичанами офицера союзной российской армии вроде бы нет. Тем более что Тверской драгунский полк, где служил Гуцунаев, входил в экспедиционный корпус генерала Баратова. И тесно взаимодействовал в знаменитом персидском походе с британскими частями. Но некоторые обстоятельства всё же делают это событие примечательным, – подчёркивает Аслан Цуциев, кандидат исторических наук, декан истфака Северо-Осетинского госуниверситета.
Штабс-ротмистр Гуцунаев – первый гражданин российской империи, награждённый орденом «За выдающиеся заслуги» (D.S.O). Вручалась награда за командование, приведшее к выдающимся результатам или, но гораздо реже, за личную храбрость (не массово, не за выслугу, не по разнарядке) и только офицерам в ранге не ниже майора. «Младшим офицерам, к которым тогда относился наш ротмистр, полагался другой орден – «Военный крест» (M.C. – Military Cross). Так что чествование англичанами, скуповатыми на награды иностранцам, капитана (этому званию соответствует драгунский штабс-ротмистр) – факт исключительный», – убеждён Цуциев.
Подвиг скрыт
Увы, данных о том, какие героические действия привлекли внимание короля Великобритании и сделали Казбулада (Константина) Шамильевича орденоносцем монаршей милостью, не сохранилось. Но историк Аслан Цуциев детально изучил послужной список земляка-драгуна и нашёл массу свидетельств его успехов. Гуцунаев идёт служить в Осетинский конный дивизион. Спустя 1,5 года награждён нашивкой «За разведывательную службу», чуть позже – знаком отличия «Разведчик». Со второй попытки поступает в Елисаветградское кавалерийское училище, где за отличную стрельбу награждается револьвером, за лучшую езду верхом и фехтование – занесением на мраморные доски училища. «Итак, 110 лет назад, в 1904-м, Тверской драгунский полк получил одного из блестящих выпускников – прекрасного наездника, стрелка и фехтовальщика, имевшего опыт службы в разведке, – резюмирует исследователь, – а британский орден он мог получить за успешное выполнение секретного задания, которое не предавалось широкой огласке». Историк Стрелянов назвал Гуцунаева «забытым героем двух империй» – Британской и Российской.
Дом – конфисковать
На родине Гуцунаев был человеком уважаемым – несмотря на то, что новой власти не принял, на Осетинском народном съезде в 1918-м ему доверили пост главы военного отдела в только что сформированном Осетинском народном совете. В 1919-м полковник Белой гвардии Гуцунаев стал во главе Третьего Осетинского конного полка в составе Осетинской конной дивизии. Он погиб на Украине, его тело сослуживцы доставили в родное село, где похоронили в ограде храма – такой почести по христианской традиции удостаивали самых видных людей.
– Церковь в Ново-Христиановском (ныне город Дигора) позже разрушили, кладбище не сохранилось. У героя двух империй не осталось даже могилы, – констатирует Цуциев. – Дом Гуцунаевых национализировали как дом бывшего полковника.
Сегодня британский орден «За выдающиеся заслуги» и монарший рескрипт о награждении штабс-ротмистра хранятся в Национальном музее Северной Осетии, куда были переданы 5 лет назад меценатами Романом Владимировичем Сливиным и Александром Николаевичем Голунским.