Дефицит учителей-предметников в России, по оценкам экспертов, варьируется от 50 до 250 тыс. человек. Школы Ставрополья не стали исключением. Родители жалуются, что в начале года в некоторых учебных заведениях массово уволились педагоги. Куда уходят учителя и что об этом думают те, кто остался верен профессии, - в материале «АиФ-СК».
Уроки отменяются!
Новый учебный год неприятно удивил родителей учеников одной из школ Ставрополя. Уволились учителя по алгебре и геометрии, географии, биологии и английскому языку. Мама семиклассника Светлана Иванова не стала ждать, когда придут новые кадры, и перевела сына в другое образовательное учреждение, но и там через несколько дней после начала учебного года уволилась учитель русского языка и литературы.
«В этой школе, правда, быстро нашли замену. А вот в той, где сын учился, до 20 сентября не было физики и до сих пор нет ни географии, ни биологии. На вакансию откликнулись молодые учителя, но, услышав про зарплату в 25 тысяч рублей, развернулись и ушли. Теперь на уроках с детьми сидят старшеклассники, лишь бы в классе тихо было. Какие знания будут у ребят? Для чего ходить в школу, где половины важных предметов нет?» - поражается мама.
О причинах «побега» учителей можно только догадываться. Дети нынче не подарок. Педагоги могли устать от несносных подростков или невыносимой нагрузки, от мизерных зарплат или уйти из-за конфликта с руководством в школы.
Выбирают перспективы
Сопредседатель межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Всеволод Луховицкий рассказал «Общественной службе новостей», что в школах России не хватает от 50 до 250 тыс. педагогов. По его словам, виной всему уже набившие оскомину и нерешаемые годами проблемы: низкие зарплаты и растущие требования к учителям. Увольнение же открывает массу перспектив.
Работать можно не только репетитором. Одна из крупных площадок по поиску работы предлагает десятки вакансий в частных или онлайн-школах, центрах дополнительного образования, академиях и языковых центрах. Это только в Ставрополе. Если в обычной школе учителю английского обещают платить от 25 тыс. рублей, то в частной уже от 50 тыс. Классы в них меньше, нагрузка ниже.
Частные учебные заведения сейчас встречаются всё чаще. Родителям, готовым ежемесячно платить десятки тысяч рублей за образование своих чад, они обещают индивидуальный подход, уникальные программы, дружелюбную атмосферу, внимательных и неравнодушных учителей в полном составе. Идёт коммерциализация школьного образования. Но семьям с более скромными доходами приходится довольствоваться муниципальными учреждениями со всеми их недостатками.
Из химика в автомаляры
Многие учителя кардинально меняют сферу деятельности. Преподаватель химии одной из сельских школ Ставрополья Яков Гаргуша после восьми лет работы в школе ушёл в автомаляры. Говорит, ему не хватало рабочих часов, но при этом он уставал от бюрократической нагрузки. Мужчина признался, что на новом месте ему морально намного легче.
«В школе меня нагрузили, как только могли. Но даже со всеми «сельскими бонусами» выходило около 35-37 тыс. рублей, - делится Яков. - Для села это, конечное, неплохие деньги, учитывая, что физически трудиться не приходилось. Но в городе я зарабатываю намного больше».
Возвращаться на прежнюю работу мужчина не планирует.
Пустые детские глаза
По словам учителя истории с 40-летним стажем Эльзы Салбиевой из Северной Осетии, молодые кадры действительно не задерживаются в школе. Но она считает, что учителями работают по призванию, а не из-за денег. Нежелание учиться, свойственное современным детям, для неё куда большая проблема, чем низкая зарплата.
«Я вижу, насколько дети меняются под влиянием телефона и интернета. Домашнее задание они скачивают из интернета. На предложение описать суть работы в нескольких предложениях - отмалчиваются. Ребята не могут выразить свою мысль, - делится педагог. Дети перестали читать и больше не стремятся к знаниям. Когда я вижу их пустые глаза, то теряюсь и не могу сосредоточиться. Заинтересованные, читающие ученики - редкость. На класс из 30 человек таких обычно всего двое или трое».
Дефицит кадров фиксируют не только среди общеобразовательных школ. Детсады и социальные учреждения тоже испытывают потребность в квалифицированных воспитателях и педагогах. На Ставрополье, к примеру, с начала года было размещено 215 вакансий в дошкольных учреждениях. Однако желающих работать за МРОТ почти нет.
Заместитель руководителя детского дома в Красногвардейском округе Надежда Калугина поделилась, что молодых сотрудников остро не хватает. Всё держится на опытных кадрах, которые пришли и остались в сфере образования по зову сердца.
«Здесь богатств не заработать. В нашей профессии нельзя всё мерить деньгами - тогда не получится хорошего учителя и педагога. Это труд по призванию, труд по любви, - объясняет социальный педагог детдома Елена Садовничая. - Какими мы придём к детям, с какими мыслями, целями и задачами, такое общество мы и получим».
На рынке труда правила простые: чем выше конкуренция, тем выше зарплата. Но это правило не работает в ситуации с учителями. Да, есть вещи намного важнее, чем деньги. Но стоит ли ожидать самоотдачи и любви к профессии, если учитель не может себя прокормить?
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Директор средней школы в селе Журавском Новоселицкого округа Владимир Моисеев:
«Если не любите школу, не надо туда идти работать. Детей нужно любить независимо от зарплаты. Мы, пришедшие в школу 30-40 лет назад, будем работать, пока бьётся наше сердце.
Но и молодых учителей руководству школ нужно ценить, уважать, давать возможность реализовывать себя, зарабатывать, участвовать в конкурсах. Иначе сменить нас будет некому».
КОММЕНТАРИЙ
Учитель обществознания из Северной Осетии Елизавета Алисарова:
«Я делала двухлетний перерыв, но всё равно вернулась к преподаванию, несмотря на сложные отношения с родителями, маленькое число мотивированных детей и небольшую зарплату.
С годами я поняла, что моя задача - дать детям ориентир, показать, как выстраивать жизнь, какие приоритеты нужно иметь, чтобы стать достойным человеком, ответственным гражданином. Это моё жизненное кредо, то, ради чего я работаю.
К сожалению, далеко не всегда между детьми и родителями есть диалог. Поколение сложных для страны 1990-х годов теперь растит детей, которые зачастую не имеют под собой опоры. Многие важные темы попросту не обсуждаются. Если мы будем ещё и в школе молчать, мы вырастим поколение, которое будет оторвано от нашей истории, культуры и традиций.
Мне бы очень хотелось, чтобы дети, которых я учу, не выросли лентяями и циниками. Стараюсь донести до них, как важно делать что-то во благо, поскольку наше общество, наша государственность - это и есть мы.
По моим наблюдениям, главная сложность в работе учителей - ничем не интересующиеся дети, а также родители, равнодушные к школьной жизни. Ученики избегают интеллектуального труда, это можно понять. Без родительского контроля, без закрепления дома знаний, полученных в школе, легко «запустить» ребёнка. При этом мамы и папы знают свои права, ревностно отстаивают их и нередко жалуются на якобы некомпетентность педагогов. Нам же почти невозможно доказать, что родители не исполняют свои обязанности, и призвать их к ответственности».
КСТАТИ
В Госдуму внесут законопроект об ответственности за оскорбления педагогов. Сквернословов планируют наказывать штрафами от 5 до 20 тыс. рублей. Если обижать учителей в Интернете, то штраф составит от 10 до 30 тыс. рублей. Более существенные сумму за унижения преподавателя заплатят должностные лица и предприниматели: от 50 до 700 тыс. рублей.