Минпросвещения КБР рекомендует наказать должностных лиц станичной школы, в которой основы православной культуры преподавали без согласия родителей. Это была первая в республике жалоба на религиозно-этический предмет. Как находят компромисс между предпочтениями учеников разных вероисповеданий в остальных школах СКФО, разбирался «АиФ-СК».
Двойка за икону
Дочка атамана казачьего общества станицы Александровской в Кабардино-Балкарии Александра Свиридова учится в шестом классе. Со второй четверти этого учебного года в её школьном расписании появился предмет «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ), который, по госстандарту, преподают в четвёртом классе. Причём у родителей и учеников по закону должен быть выбор из шести модулей: основы светской этики, основы мировых религиозных культур, основы православной, исламской, иудейской или буддийской культуры. Александровцам выбора не оставили.
«Преподавательница основ православной культуры просто отобрала в группу русских детей, - рассказал Александр Свиридов. - Девочка, у которой мама русская, а папа балкарец, сказала, что ей не разрешают ходить на урок, но учительница ответила, что мнение родителей её не интересует».
По словам Александра, сам он не возражает против основ православия в школе, но он возглавляет родительский комитет и реагирует на жалобы.
«Мы против навязывания модуля и методов ведения этого предмета, - поясняет он. - Курс основ православия не предусматривает домашних заданий, а у наших детей они есть. Их заставляли выучить молитву, написать рассказ о православном кресте. А в четвёртом классе эта же учительница требовала нарисовать икону святого и поставила плохую оценку мальчику из кабардинской семьи, который не смог это сделать».
Родители написали заявление в прокуратуру и министерство просвещения, в котором пожаловались на унижения учеников со стороны педагогов и непрозрачность расходования благотворительных взносов на нужды школы.
По поводу финансов министерство так ничего и не ответило, а вот нарушения в преподавании основ религии подтвердились. Администрации Майского района рекомендовали привлечь виновных лиц к дисциплинарной ответственности.
«Основы православной культуры не были предусмотрены учебным планом и планом внеурочной деятельности. Программа была разработана как факультатив для седьмого класса, учитель получала деньги за преподавание в седьмом классе, а урок вела в шестом. Причём у неё не было соответствующей квалификации, так как последний раз она повышала её в 2013 году. Кроме того, школа не предоставила материалов, подтверждающих, что родители выбрали этот модуль», - сообщили в пресс-службе минпросвещения КБР.
Делятся по вероисповеданию
В КБР, по данным министерства, основы православной культуры по заявлению родителей изучают 50 четвероклассников. Основы мировых религиозных культур - 4,5 тысячи. Но чаще всего родители выбирают основы светской этики: этот модуль преподают пяти тысячам учащихся четвёртых классов. И ни один школьник в КБР не учит основы буддизма, иудаизма или ислама, хотя 70% жителей республики - этнические мусульмане.
Ещё больше доля учеников, выбирающих светскую этику, в Северной Осетии - шесть тысяч из девяти тысяч четвероклассников, по данным за 2017-2018 учебный год. Православие выбрали 200 учеников, а другие модули остались невостребованными. Казаки в станицах, где велика доля русского населения, хотели бы, чтобы уроки православия вели священники, а не педагоги. В станице Луковской, как рассказал атаман Моздокского района Владимир Попович, батюшка иногда приходит в школу на факультатив. А вот в станице Архонской Пригородного района, по словам атамана Николая Коломыца, учебники по основам православной культуры, купленные им для казачьих классов, до сих пор лежат без дела. Впрочем, доктор социологических наук Хасан Дзуцев вообще считает лишним этот предмет в школе. «Религиозные деятели понимают, что они теряют паству, поэтому стараются заложить основы веры в детских душах. Но у религии свои функции, и должен быть другой формат разговора», - говорит он.
В КЧР родители чаще всего делают выбор в пользу основ мировых религий, затем по популярности следуют модули «светская этика» и «основы исламской культуры». В Чечне почти все учат основы ислама. Обзорный курс религий выбрали 300 человек, столько же светскую этику, а основы православия - и вовсе единицы. Но, как заверяют в пресс-службе минобразования Чечни, директора школ обеспечивают уроки по выбранному модулю, даже если учеников мало. В Ингушетии ситуация похожая.
На Ставрополье, по данным Ставропольской митрополии, в этом году 67% четвероклассников учат основы православной культуры, и цифра эта не меняется уже несколько лет.