Пенсионерки Любовь Чернова и Татьяна Никитушкина из Ставрополя в представлении не нуждаются. За последние несколько лет эти активистки, создавшие общественное правозащитное движение «Протестный комитет г. Ставрополя», принесли родному городу больше пользы, нежели десятки муниципальных чиновников: отстояли множество детских площадок, скверов, дворов.
Именно эти территории, как показывает опыт Любови Ивановны и Татьяны Алексеевны, становятся площадками для так называемой точечной застройки.
На голом энтузиазме
«Офис» комитета – это однокомнатная квартирка председателя Протестного комитета Черновой с собранным из трёх старых «новым» компьютером и стационарным телефоном, за который приходится платить из своего кармана.
– Ничего не поделаешь, чтобы отстаивать интересы своего дома и города, приходится заниматься общественной работой, – говорит Любовь Ивановна.
Несколько лет назад благодаря её активной позиции удалось приватизировать землю возле 9-этажки на юго-западе города, где проживает Чернова, прекратить там вырубку деревьев и не дать «обрезать» несколько соседних дворов. Последнее очень актуально: в последние годы юго-западный район города активно уплотняют, громоздят возле многоэтажек многочисленные торговые и развлекательные центры.
– Когда точечная застройка стала массовой, мы, активисты, поняли, что нельзя сидеть сложа руки. Перечитали горы юридической литературы, проштудировали Жилищный кодекс и начали действовать, – продолжает Любовь Ивановна. – Были и массовые «делегации» в администрацию Ставрополя, и пикеты на местах незаконных строек, и репортажи по телевидению, в прессе. Русский лес, Ботанический сад, Мамайская дача – на эти зелёные «островки» покушались «денежные мешки». С кем-то война у нас идёт до сих пор, кого-то одолели. Бывало, и под строительную технику «ложились», чтобы остановить беспредел. Теперь нас приглашают в мэрию, советуются с нами.
Чернову и Никитушкину глубоко возмущает, что суды различных уровней нередко берут сторону «хищных» застройщиков и принимают решения в их пользу.
Сегодня головная боль неравнодушных женщин – Русский лес. Несколько лет назад администрация Промышленного района Ставрополя раздала десятки земельных участков этого госзаказника членам дачного кооператива «Механизатор».
– Суды, к сожалению, узаконили произвол, и нам стало известно, что члены кооператива, приватизировавшие дачные участки, собираются вырубать в лесу деревья, – рассказывает собеседница. – Чтобы этого не допустить, мы недавно обратились к губернатору края. Он внимательно нас выслушал, пообещал остановить варварство. Объявил, что накладывает вето на любое строительство в этом зелёном массиве. Что ж, посмотрим…
Не виноватые мы?
Новый скандал в краевой столице – снос багетной мастерской на ул. Дзержинского Ставрополя и бойкое строительство на этом месте многоэтажного «монстра». Фирма-застройщик резво отселила 13 семей, проживавших на втором этаже старого дома, в окраинные новостройки и активно осваивает объект.
Сейчас краевая прокуратура проверяет все обстоятельства, связанные с появлением в исторической части Ставрополя, бывшей Воробьёвки, где, по данным историков, жил Лермонтов, многоэтажной «коробки».
– Вопиющий факт! – возмущаются правозащитники. – Мы навели справки: дом, который пошёл под снос, исторической ценности не имеет. Тем не менее вот так нагло, без учёта городской специфики, интересов общественности застраивать центр – это безобразие!
Между тем мэрия Ставрополя изо всех сил открещивается от свежего факта точечной застройки. Дескать, разрешения на снос дома и строительство новостройки никто не давал, но кто ж виноват в том, что компания выиграла суд?
По сведениям информационного отдела Ставропольской городской Думы, схема возведения объекта вполне типична. Фирма получила разрешение на строительство трёхэтажного дома, а затем попросила градоначальников позволить отклониться от заявленных параметров, дабы возвести уже девятиэтажку. Мэрия отказала, руководителей фирмы это не смутило, и они обратились в Арбитражный суд, который… принял сторону застройщика.
Выходит, вины мэрии в случившемся нет? Это в бытность главой Ставрополя скандально известного на всю страну Дмитрия Кузьмина под жилые «коробки» без зазрения совести отдавали и детские площадки, и скверы, и дворы… При нынешних руководителях краевой столицы таких явных нарушений не наблюдается.
Но вот странность: как только дело доходит до суда, показательно обличающие застройщиков представители мэрии тихо «сливаются» – и нарушитель победоносно доводит начатое до конца.
Так произошло, к примеру, с кафе «Элегия», которым изуродовали исторический бульвар Ермолова. Развлекательное заведение возводят аккурат напротив здания мэрии. Летом прошлого года возле стройплощадки прошёл многолюдный пикет. Представители политических партий и общественных движений протестовали против «инородного тела» – трёхэтажной «Элегии». Современный объект общепита, по словам выступавших, резко диссонирует с архитектурой позапрошлого столетия. Подрядчики вырубили деревья, нанесли вред окружающей среде.