История с предписаниями об изъятии из школьных библиотек «мистических» произведений Набокова и «хулиганских» стихов Есенина за считанные дни облетела всю страну и бывшее СНГ и в очередной раз нелицеприятно «прославила» Ставрополье. Закончилась она победой русских классиков и увольнением господина Шарипова, давшего комментарии в СМИ. За развитием событий следил корреспондент «АиФ-СК».
Обычная прокурорская проверка
Началось все с, казалось бы, рядового сообщения на сайте прокуратуры о результатах прокурорской проверки «по защите детей от наносящей им вредоносной информации» от 19 ноября. Сообщение вполне могло претендовать на то, что из него «сделают» одну-две скучные новости и забудут. Если бы не подробный комментарий, который согласился дать СМИ старший помощник прокурора края по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи, который, собственно, эти рейды и проводил.
«Роковая» ошибка прокурора
Старший помощник прокурора края Курбангали Шарипов уже на следующий день сообщил ряду журналистов названия «неугодных» произведений.
«Это «Игра в свидания», «Призрак тайны» и «Калейдоскоп» Даниэлы Стил, «Любовь и корона» Жюльетты Бенсони, «Сыщики из преисподней» Сергея Силина, «Сумасшедшее лето» Шарон Крич, «Кукса и солнечная магия» Андрея Левицкого», – сказал Шарипов.
По его словам, в список книг, которые прокуратура потребовала изъять из «общего зала в открытом доступе для учащихся», попали «хулиганские» стихи Сергея Есенина и «произведения мистического характера» Владимира Набокова.
«О «Лолите» речь не идет. Набоков – великий автор, с этим никто не спорит. Но у него есть ряд мистических произведений, которые вызывают множество вопросов», – так помощник заявил одному из информагентств. Между тем, другому СМИ он сообщил, что «Лолита» все-таки попала в злополучный список.
Эффект снежного кома
После сообщений о том, что «прокуратура Ставрополья потребовала изъять из библиотек произведения Есенина и Набокова», как снежный ком покатились громкие заявления и комментарии чиновников по этому поводу.
21 ноября врио губернатора Ставропольского края Владимир Владимиров сообщил, что поручил разобраться с ситуацией краевому минобру и прокомментировал, что «не понимает, как может Есенин или Набоков оказать аморальное влияние на детей». В тот же день полпред президента России по СКФО Александр Хлопонин предположил, что «речь не о том, чтобы убрать из школьной программы всего Есенина или Набокова, а только ту часть, где они позволяли себе писать истинным русским языком».
Не остались в стороне и чиновники федерального масштаба. К примеру, в Общественной Палате (ОП) РФ назвали «большой глупостью и маразмом» требование прокуратуры изъять из школ книги Есенина и Набокова.
«У меня нет приличных слов для такого комментария», – сказал главный редактор журнала «Литература», член ОП Сергей Волков.
«Если прокуратура действовала не для отчета, а для того, чтобы защитить детей, достаточно было обратить внимание библиотекарей, чтобы они переставили эти книги на верхние полки, – прокомментировала глава комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина. – Сейчас есть 436 закон, который обязывает всех, кто распространяет детскую продукцию, жестко ее классифицировать, но в нем не прописано, как быть с большими библиотечными фондами».
«СМИ все неправильно поняли»
К такому чрезмерному вниманию краевая прокуратура определенно не была готова и первым делом посетовала на журналистов. «Соответствие образовательному процессу произведений Сергея Есенина, Владимира Набокова и других писателей не являлось предметом прокурорской проверки, и официальных сообщений на эту тему прокуратурой края не делалось. В настоящее время проводится проверка для установления источника распространения недостоверной информации», – такое сообщение ведомство передало в большинство крупных СМИ.
Позже к этому сообщению добавился еще один абзац. «Приведенные журналистами высказывания старшего помощника прокурора края по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи Курбангали Шарипова являются его частным мнением, а не официальной позицией прокуратуры края. В настоящее время в отношении Шарипова начата служебная проверка».
Классики победили
Концовка этой истории известна. В ходе служебной проверки господин Шарипов был признан нарушителем двух приказов генерального прокурора РФ «О взаимодействии органов прокуратуры со средствами массовой информации» и «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина».
Приказом от 25 ноября Шарипов освобожден от занимаемой должности и уволен из органов прокуратуры.
Подвисает в воздухе только один вопрос. Если бы старший помощник прокурора не дал тех комментариев СМИ, то органы бы спокойно потребовали изъять «некоторые» тексты Есенина и «мистические» рассказы Набокова, а сотрудники школьных библиотек, тихо вздохнув, убрали бы произведения в «шкаф под замком»?