– В мире существует несколько рейтингов, которые ранжируют университеты, – рассказывает Валерий ШАПОВАЛОВ, директор института образования и социальных наук СКФУ. – В основу каждого кладутся определённые критерии. Например, количество студентов, число обучающихся из других стран, известных учёных, лауреатов, индекс цитируемости и т.д. Кстати, во многом из-за последнего показателя наши вузы не поднимаются высоко в мировых рейтингах. Объяснение простое: мы были долго закрыты от внешнего мира, варились в собственном соку… О наших наработках мало что знали за рубежом. Особенно это касается гуманитарных наук. Как результат – даже МГУ им. Ломоносова не получает достойных позиций в этих списках.
Что касается объективности мониторинга, который проводит Минобрнауки, есть целый ряд неучтённых нюансов. Весьма важных. Во-первых, в советское время в каждом регионе имелся «отраслевой» набор вузов: пед, мед, сельхоз и политех. Каждый из них, естественно был «заточен» под определённое направление. В 90-е годы ситуация начала меняться. Вузы расширялись, появлялись новые факультеты и специальности. Например, в сельхозвузах стали готовить менеджеров по туризму, а в политехнических – юристов. Понятно, что потенциал отраслевых вузов по разным специальностям сильно разнится. Мониторинг же этого не учитывает, всех чешут под одну гребёнку. К чему это приводит? Если вуз имеет одно мощное направление, то в общем зачёте он проигрывает своим весьма посредственным «коллегам». Это несправедливо.
Другой момент – Минобрнауки принимает за критерий эффективности средний балл ЕГЭ поступающих. Но, простите, во-первых, есть проблемы с объективностью самого ЕГЭ. Во-вторых, две столицы, как пылесос, вытягивают со всей страны детей-высокобалльников. Региональным вузам остаётся то, что остаётся. Кроме того, они же ещё и конкурируют между собой. Кто-то демпингует, опуская планку стоимости обучения. Это особенно актуально в условиях, когда количество бюджетных мест сокращается. Многие абитуриенты с более или менее приличным результатом госэкзамена уходят туда, где дешевле. И наконец, по большому-то счёту, какое отношение вузы вообще имеют к результату ЕГЭ поступающих?! Это результат усвоения школьной программы!
Зато, я уверен, нужно добавить в мониторинг критерий востребованности выпускников вузов на рынке труда. Кто, где, кем и как работает – вот это говорящий показатель.