Сразу скажем, что нынешняя эпоха перемен даётся армии и другим силовым структурам нелегко. Конечно, приходится чем-то жертвовать. Либо объединять и укрупнять, либо, наоборот, делить и сокращать, в любом случае меняя вывески. Правда, сформированный в конце прошлого года Южный военный округ остался в границах и объёмах своего предшественника – Северо-Кавказского ВО. Хотя все остальные военные округа России в то же время были объединены – по два в один. То, что на Юге и Кавказе ничто ничем «не разбавляли», говорит о том, что это направление особой стратегической важности. Хотя многие соединения и ушли отсюда, но их заменили другими – в армии подобная текучка в порядке вещей, поэтому не надо бояться, что свято место опустеет.
Приоритетные стратегии
После контртеррористической операции 1999–2003 годов множество боевых соединений различных родов войск было сконцентрировано на территории Чеченской Республики. Здесь дислоцированы три крупных отдельных гвардейских мотострелковых бригады Сухопутных войск – в селе Борзой, городах Шали и Ханкала. А также несколько локальных формирований ВДВ, ВВС, ПВО, спецназа МВД и ФСБ.
Традиционно сильны на южных рубежах позиции 7-й гвардейской десантно-штурмовой (горной) дивизии, штаб которой находится в Новороссийске. Одно из крупнейших её боевых подразделений – 247-й десантно-штурмовой Кавказский казачий полк – без малого два десятка лет расквартирован в Ставрополе. Отдельные батальоны и роты (разведка, связь, сапёры) «раскиданы» практически по всем республикам.
По завершении второй чеченской кампании руководство страны и Вооружённых сил делало ставку на мощные и мобильные соединения – горные мотострелковые бригады. Две таких бригады – 33-я и 34-я – были сформированы и расквартированы соответственно в дагестанском Ботлихе и карачаево-черкесской станице Зеленчукской. Однако пафос, выдвигавшийся при их создании, вскоре улетучился, эти соединения тихо и мирно существуют и тренируются в горах, но ничем примечательным себя пока не проявили, правда, их стратегическое назначение связано с некими далеко идущими планами.
Параллельно шло активное обустройство государственной границы на Северном Кавказе: строились новые погранзаставы и блокпосты, в погранотрядах создавалась служебная и бытовая инфраструктура. Многие из этих объектов возводились в труднодоступной горной местности.
Ставропольский форпост
Как и в прежние времена, пальму первенства по числу дислоцированных воинских соединений в СКФО держит Ставрополье, исторически считающееся форпостом России на Кавказе. В самом краевом центре и его окрестностях, помимо легендарного десантного полка, дислоцированы несколько учебных и боевых подразделений ВВС, 44-я бригада автомобильных войск, стройбат. Есть здесь также войсковые формирования ФСБ – авиационный полк и части погранвойск, и небольшие учебная и разведывательная части Внутренних войск МВД.
Не так давно в Ставрополь было переведено управление 49-й общевойсковой армии, которое расположилось в корпусах бывшего института связи Ракетных войск стратегического назначения, чьи факультеты «растворились» в Московской академии РВСН им. Петра Великого. В нынешнем сентябре на этой территории должно быть открыто президентское кадетское училище (по типу суворовского, кстати, такое на том месте уже существовало – сразу после ВОВ). В последние два года был расформирован и другой известный ставропольский военный вуз – авиационно-инженерное училище, которое вместе с другими подобными влилось в состав объединённого университета ВВС в Воронеже. Однако по городу всё равно продолжают ходить курсанты – три года назад здесь был открыт филиал Голицынского института пограничной службы ФСБ России.
Кроме того, множество воинских частей есть и в других городах края. В Будённовске – 205-я мотострелковая бригада и авиабаза самолётов и вертолётов, подчиняющаяся 4-му командованию ВВС и ПВО. В Невинномысске – 37-я отдельная