В общем-то, никаких иллюзий относительно Медведева и не было. Нет, конечно, оптимистически настроенные граждане все-таки старались убедить себя в его самостоятельности, ежедневно пытаясь отыскать в реальном мире отзвуки его слов о модернизации, свободе (которая лучше чем несвобода), справедливости.
Но какое дело президенту до этих чаяний? Как говориться, первое слово дороже второго. А первое слово он дал своему старшему товарищу – погреть место и честно уступить его назад, когда придет срок.
То есть никакого сюрприза. Только слегка повеяло тоской и безысходностью. Потому что вчера это было, пусть и вполне очевидное, но будущее. А сегодня это настоящее.
Так что, обращает на себя внимание не сам факт того, что Путин идет в Президенты, а то, какие при этом звучат слова.
Изысканный слог в сочетании с запредельным цинизмом фраз просто приводят в шок. Такое впечатление, что это говорят не публичные люди, которым должно взвешивать каждое слово, а гости на свадьбе: главное чтобы было красиво, а в смысл слов уже изрядно подвыпившая публика вдумываться не будет.
Например, Медведев, перед тем как навсегда уйти в тень, подчеркнул важность формирования «современной политической системы, которая дает возможность всем, в том числе и самым малым социальным группам быть услышанными и включенными в процессы государственного и общественного управления, быть уверенными, что в нашей стране нет бесправных и беззащитных людей, это очень важно, что свобода и справедливость доступны каждому».
Звучит как мантра. Сознание выхватывает куски фраз, оценивает их как очень приятные на слух, но никаких связей их с реальностью не находит.
Или вот, Главы северокавказских регионов о выдвижении Путина:
Юнус-Бек Евкуров, глава Ингушетии: рокировка тандема - это, прежде всего, курс на стабильность, которая так необходима России.
Арсен Каноков, глава Кабардино-Балкарии: сейчас сформирована устойчивая политическая система, в рамках которой процедура обновления власти перестала быть общенациональным стрессом. Эта политическая преемственность - залог стабильного развития институтов гражданского общества.
Рашид Темрезов, глава Карачаево-Черкессии: сохранение тандема обеспечит устойчивый долгосрочный курс развития страны".
Рамзан Кадыров, глава Чечни: под руководством Владимира Путина Россию ждет великое будущее.
Это говорят люди, которые, как принято считать, являются лидерами общественного мнения в своих регионах. Впрочем, так именно «принято считать» - объективной оценки народного доверия к главам субъектов уже давно не существует.
А тем временем.
Коррупция в России это уже даже не беда, а инструмент управления системой. Беда в том, что это единственный инструмент управления.
Чиновники – это реально сложившаяся каста, характеризующаяся абсолютной безнаказанностью. В том числе и поэтому нельзя всерьез говорить о нормальной работе правоохранительных и судебных органов.
Из страны бегут люди: предприниматели, которые вполне обоснованно опасаются за свой бизнес и молодежь, которой кроме то же карьеры чиновника (а многие считают это ниже своего достоинства) здесь ничего не светит.
Накал межнациональных проблем вот-вот достигнет критического уровня, но вместо того чтобы всерьез озаботиться этим вопросом, его предпочитают использовать в качестве одного из главных факторов влияния на умы электората в ходе предвыборной компании.
Со всей отчетливостью понимаешь, что дальше со всем этим будет только хуже. Но нам неустанно повторяют, что это и есть путь в великое будущее. Все, кто наделен хоть какой-то властью, предпочитают придерживаться именно такой риторики. Так уж у нас принято: лояльность и ложь в обмен на власть. Но бесконечно это продолжаться не сможет.
Как тут не вспомнить сказку Александра Волкова про верховного и безраздельного правителя Изумрудного города, чья власть держалась исключительно на мощной армии деревянных солдат. Эти недалекие и бездушные создания долгое время держали в беспрекословном подчинении местное население, не страшась практически ничего. Кроме огня.