aif.ru counter
115

Миграция законная и незаконная. Кто и зачем едет на Северный Кавказ?

Северо-Кавказский федеральный - территория, весьма привлекательная для мигрантов. Жители бывшего Союза стремятся на заработки туда, где развивается экономика, а если она нередко делает это в тени, мигранты здесь – тем более  верный выбор. Несмотря на то, что права их нередко нарушаются, они все равно приезжают, живут сплоченно, большими семьями. Часто без соответствующих   документов, без оформления разрешений на работу. Трудятся, как правило, без заключения договоров, далеко не всегда это квалифицированные специалисты, но готовые на все. И далеко не всегда они сами законопослушны. Но сейчас речь о другом – о том, как несет свою службу служба миграционная. Не так давно Управление Генпрокуратуры России в СКФО провело проверку соблюдения законодательства подразделениями ФМС в субъектах округа. О результатах в эксклюзивном интервью «АиФ-СК» рассказала прокурор Ирина Бондарева. По ее мнению, самые привлекательные регионы округа для мигрантов – Ставропольский край и Дагестан. Связано это с наиболее быстрыми темпами развития строительной индустрии. Соответственно, и нарушений больше в этих субъектах.

 - Как бы вы классифицировали выявленные нарушения? Что нарушают чаще всего? И почему – не хватает специалистов либо какая-то другая причина?

- Нарушения, как выяснилось, допускаются практически во всех подразделениях ФМС России в округе, а также в органах внутренних дел. При постановке на миграционный учет, при осуществлении контроля за законностью временного пребывания на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства. К примеру, теротделом УФМС России по Республике Дагестан в  Каспийске за 2010 год не проведено ни одной проверки  по вопросам соблюдения правил проживания и пребывания иностранных граждан на территории города, хотя число поставленных на миграционный учёт увеличилось здесь на 30%.

В Дагестане, Ставропольском крае и РСО-Алании  незаконно тянут со сроками рассмотрения заявлений о выдаче разрешений на временное проживание и видов на жительство,  с проверками  в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства. Миграционного учет и контроль осуществляется несвоевременно и некачественно,  есть факты регистрации граждан по месту пребывания без согласия собственников и нанимателей жилья.

Основными же причинами, повлекшими нарушение должностными лицами ФМС требований законодательства при исполнении возложенных на них полномочий является постоянная ротация кадров, отсутствие опыта работа и высокая нагрузка на каждого сотрудника при постоянном увеличении миграционного потока и, как следствие, увеличения привлечения к труду иностранных работников на незаконных основаниях. При этом штатная численность теротделов не увеличивалась несколько лет.

- Какой из субъектов СКФО выглядит наиболее благополучным в соблюдении миграционного законодательства, какой – менее?

- Наиболее благополучными регионами в округе в данном случае, как ни странно, являются КБР и РИ. Больше всего нарушений, в том числе допускаемых со стороны должностных лиц органов ФМС являются в РД, ЧР и Ставропольском крае.

 У кого больше прав?

 - Мигранты нередко бесправны при расчетах за выполненную работу – им либо не платят вовсе, либо гораздо меньше оговоренной суммы…

- Факты несоблюдения работодателями сроков выплаты зарплаты, продолжительности рабочего времени и времени отдыха в ходе проверок выявляются нередко. Кроме того - не проводится обучение в необходимых случаях технике безопасности и охране труда, не обеспечиваются элементарные условия, гарантирующие безопасные условия труда, что влечет производственный травматизм или даже летальный исход.  За работу получают нередко копейки, за такие деньги местные жители трудиться не будут, они ищут более высокие зарплаты в других регионах, едут в страны Евросоюза, а в СКФО оседают нелегальные мигранты.

Зачастую мигрантов привлекают для выполнения обязанностей, не оговоренных трудовым договором, не предоставляются компенсации занятым на работах с вредными и опасными условиями труда.

- А сами мигранты жалуются на нарушение прав? Им так или иначе придется контактировать с подразделениями ФМС, участковыми полицейскими – вряд ли они готовы писать заявления. Можете привести примеры обращений людей? Что Вы можете посоветовать, как себя вести, на что обращать внимание?

- За последние годы в органы прокуратуры субъектов округа и в наше управление не поступало ни одного обращения от иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в нашем округе, в том числе и нелегально, содержащих сведения о нарушении их прав как работодателями, так и должностными лицами органов ФМС и МВД. Такие нарушения мы выявляем сами и носят они далеко не единичный характер. Иностранные граждане часто  находятся на территории нашей страны нелегально, трудовые отношения не оформляют.  И о нарушении своих прав сотрудниками ФМС, полиции, работодателями, даже если знают – не сообщают в прокуратуру. А посоветовать можно только одно – дабы права не нарушались, самим необходимо соблюдать законы той страны, в которой вы находитесь.

- Тот факт, что люди не обращаются за защитой, показатель, в том числе и незнания собственных прав. Что может изменить ситуацию?

- Действительно, многие приезжающие в Россию «на заработки» не знают своих прав, в результате, по истечении определенного времени их просто выдворяют из страны, а поскольку с работодателями они не вступали в трудовые или гражданско-правовые отношения, они могут и не получить денег за свою работу. В основном иностранные граждане, работающие в сфере строительства, готовы днем и ночью трудиться за весьма скромное материальное вознаграждение, поскольку заработать у себя на родине не могут. Они изначально готовы выступать в качестве нелегальной рабочей силы, так как российское законодательство предлагает своим гостям (как званым, так и непрошеным) немало испытаний.  Это касается оформления – работодатели редко готовы терять время на  процедуру оформления, нести затраты. Проще иметь дело с нелегалами. Тем не менее, иностранные  граждане должны обязательно получить разрешение на трудоустройство, в течение 3-х дней со дня прибытия в Россию зарегистрироваться в органах МВД, и, как следствие, заключить трудовой или гражданско-правовой договор. Если за 90 дней со дня въезда на территорию РФ иностранный гражданин не смог найти работу, он обязан выехать за пределы нашей страны. Соблюдение этих требований позволит избежать многих проблем, в том числе связанных с нарушением прав мигранта на обязательное вознаграждение за труд и получения иных социальных гарантий.

 Нам хлеба не надо, работу давай?

 - А если работодатель не спешит официально оформлять отношения с «трудовой миграционной силой»? Предусмотрено ли наказание для таких?

-  Штрафные санкции. Они предусмотрены Кодексом РФ об административных правонарушениях за незаконное привлечение и использование иностранной рабочей силы. Размер штрафа для юридических лиц составляет от 250 до 800  тыс. рублей за каждого иностранного работника. Как альтернатива предусмотрена возможность  приостановления деятельности организаций на срок до 90 суток.

-  Россия постепенно упрощает законодательные барьеры для трудовых мигрантов, меняются квоты. Будут ли чаще в связи с эти нарушать требования закона?

 - Тенденция к применению различных мер воздействия, направленных на борьбу с незаконной трудовой миграцией, на формирование правовых отношений между работодателями и иностранными работниками, легализацию в России иностранной рабочей силы наметилась в последние годы. Одновременно с либерализацией миграционного законодательства (упрощается процедура учета,  привлечения и использования труда иностранных работников, в том числе выдачи разрешений на работу для иностранцев, въезжающих в РФ в безвизовом порядке) в законодательном порядке были ужесточены меры административной ответственности, в первую очередь - ответственности за нарушение порядка привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства. Что касается нарушений закона,  они  не связаны с упрощением процедуры регистрации и увеличением размеров соответствующих квот. Руководители терорганов ФМС должны обеспечить на местах постоянный контроль за выдачей разрешительных документов только тем работодателям, которым по итогам заявочной кампании предыдущего года региональными органами власти дано согласие на привлечение и использование иностранной рабочей силы. Необходимо изменить принципы квотирования либо установить особый порядок квотирования для мигрантов, прибывших в Россию в безвизовом порядке. Заявки работодателей не могут служить единственным основанием для определения потребностей региона в иностранной рабочей силе. Реальная потребность может быть установлена на основе комплексного мониторинга занятости, который включал бы в себя перспективный анализ свободных вакансий. При этом анализ состояния законности в этой сфере в СКФО свидетельствует о необходимости увеличения квот для удовлетворения потребностей базовых отраслей экономики в рабочей силе в Ставропольском крае, ЧР и РД  и РД.

- На территории СКФО – самые крупные на Юге России рынки. И, что лукавить, там оседает немало лиц, не имеющих разрешений на работу, с просроченными визами. Отслеживает ли УГП РФ  ситуацию? На территории этих «торговых конгломератов» есть и «подпольные» производства, создающие рабочие места в первую очередь для людей с сомнительной обоснованностью пребывания в России… Под видом мигрантов в нашу страну проникают  нередко далеко не законопослушные элементы…

- Анализ проводимых прокурорами субъектов проверок указывает на то, что в основном такие факты имеют место в регионах, в которых развита широкая сеть подобных рыночных конгломератов. Это  Дагестан (города Махачкала, Моздок, Хасавюрт) и в меньшей степени  Ставропольский край. Однако в целях их устранения, начиная с 2010 года, органами ФМС совместно с органами внутренних дел и местного самоуправления проводятся совместные мероприятия, направленные на своевременное выявление и предупреждение подобных фактов, в том числе при проведении антитеррористических мероприятий.

 Дорогая дешевая рабсила

 - Что, на Ваш взгляд, стоит изменить в подходах к проблеме миграции?

- Предполагалось, что принятие мер по усилению административной ответственности за незаконное привлечение и использование иностранной рабочей силы будет способствовать борьбе с незаконной трудовой миграцией. Однако количество работодателей, незаконно трудоустраивающих иностранцев в обход закона, остается на высоком уровне.

Связывается это в первую очередь с тем, что новая процедура официальной регистрации иностранных работников, несмотря на либерализацию миграционного законодательства, проще не стала. Она по-прежнему отнимает у работодателей массу времени, требует дополнительного оформления документов и финансовых затрат. Сейчас работодателям сначала необходимо получить заключение регионального органа занятости о целесообразности использования труда иностранного гражданина, а только потом обращаться в территориальный орган ФМС России за оформлением всех остальных документов. На оформление полного комплекта документов на одного работника уходит от 20 до 30 дней, за каждого иностранца надо платить порядка 10 тыс. рублей, а если требуется сразу много рабочих, то получается весьма значительная сумма. Работодатели не желают платить такие деньги, ведь теряется смысл привлечения дешевой рабочей силы. Кроме того, после официального оформления иностранного работника работодатели вынуждены производить отчисления в соответствующие бюджеты государства в виде налогов и иных обязательных платежей, размер которых на сегодняшний день также является значительной финансовой нагрузкой.

Из чего следует, что либерализации миграционного законодательства и ужесточения административной ответственности за нарушения его положений, увеличения размера штрафных санкций  в борьбе с нелегальной трудовой миграцией недостаточно. В первую очередь необходима борьба с теми условиями, при которых эта нелегальная трудовая миграция возникает. Власти в таких случаях нередко идут по пути воздействия на миграционные процессы силовыми или запретительными мерами. Но как показывает практика,  «полицейские механизмы» в демократическом государстве эффективны при точечном применении, если тщательно просчитаны и имеют реальный механизм реализации. В остальных случаях эти меры лишь способствуют увеличению незаконной трудовой миграции и оттоку трудовых мигрантов в теневой сектор экономики. Устранить негатив в сфере трудовой миграции можно путем  усиления контроля за соблюдением сотрудниками терорганов ФМС процессуальных сроков, предусмотренных миграционным законодательством.

Языком цифр

Подразделениями ФМС России в СКФО в 2010 году оформлено свыше 5 тыс. приглашений на въезд в Россию иностранных граждан и лиц без гражданства. Почти половина из них оформлена в Ставропольском крае – 2381, в РСО-Алании – 847, чуть меньше в КБР – 769. Меньше всего мигранты стремились в ЧР и РИ, куда оформлено 120 и 119 приглашений. Нарушения установленного порядка оформления и выдачи таких приглашений выявлены Генпрокуратурой в Дагестане, КЧР и Чечне.

 Между тем

На недавнем совещании, где плотно обсуждались проблемы занятости в СКФО, полпред президента Александр Хлопонин  озвучил  такую статистику:  по состоянию на 21 апреля  на миграционный учет в округе поставлены 47,7 тыс. человек, 20 тыс. с миграционного учета сняты. А из поставленных на учет только 2 тыс. человек прибыли в Россию с целью осуществления трудовой деятельности!

- Чем же намерены заниматься остальные? Бандитизмом? Экстремизмом? – заметил полпред. - Эти цифры - либо лукавство статистики, либо это наша с вами соответствующая  работа. Почему мы не отслеживаем эти процессы?

По мнению Хлопонина, базы ведомств не состыкованы, нет взаимодействия между соответствующими структурами и органами. И пора  налаживать межведомственную координацию.  - Мы готовы осуществлять ее на уровне округа. Мы должны понимать,  чем приехавшие сюда люди  занимаются, - подчеркнул полпред.

 

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах