Примерное время чтения: 5 минут
1602

Костры, конные заезды, стрельба по луне. Как встречали Новый год на Кавказе

Осетины разжигали во дворе огонь, который считался символом очищения и просветления.
Осетины разжигали во дворе огонь, который считался символом очищения и просветления. pixabay.com

На Северном Кавказе издревле были свои обычаи встречи Нового года. Ставропольское кадетское училище – место, которое объединяет молодых людей со всего СКФО. По просьбе «АиФ-СК» кадеты Иван Чернятьев и Кирилл Шаломаенко выясняли у своих однокурсников, какие новогодние традиции помнят в соседних со Ставропольем республиках.

Кормили всех, даже мышей

Мансур Изрипов из Чеченской Республики о традициях празднования Нового года узнал от своей бабушки.

«По-чеченски этот праздник назывался Керла Шо. Главным новогодним ритуалом у вайнахов было разжигание огня в домашнем очаге. Это символизировало защиту от нечистых сил. Семья выбирала самое длинное бревно и закладывала его в печь, которая стояла в центре дома. И когда бревно перегорало до небольших размеров, начинался сам праздник, – рассказывает Мансур. – Для новогоднего стола готовили традиционные блюда: жижиг-галнаш (мясо с галушками), лепешки с начинкой, хингалш (тыквенный пирог) и другие. Каждая чеченская семья считала своим долгом накормить в доме всё живое, вплоть до мышей».

В праздничные дни чеченцы, как и другие языческие народы, гадали.

Так, чеченские девушки готовили три солёных хлебца. Один съедали перед сном, а два оставшихся клали под подушку. Считалось, что тот молодой человек, который придёт к ним во сне с сосудом воды, станет мужем наяву.

Гадали и парни. Джигит уходил на всю ночь в святилище, ложился и слушал звуки земли. На следующее утро он рассказывал о том, что услышал. И это истолковывали как предсказание – будет ли год плодородным. Обряд назывался «Что земля наговорила» и был одним из самых важных.

Новый год чеченцы праздновали три дня. В завершение устраивали конные заезды среди юношей. Победителя награждали призами: конём, седлом, плеткой и уздечкой.

Очищающий огонь

По словам Исы Магомедгаджиева, в Дагестане Новый год раньше все отмечали 21 марта. Назывался праздник Навруз-Байрам, или Персидский новый год. Особенно он был популярен в южной части республики среди лезгин, табасаранцев и аварцев.

У каждого народа он имел собственное название, опирался на древние зороастрийские обряды и символизировал обновление природы.

«К празднованию подходили основательно: заранее заготавливали продукты, дрова, украшали дома. Готовили яичное курзе (кавказские вареники), плов и хинкал, – говорит Иса. – Особое место занимал хлеб, испечённый в национальной печи. Лакцы, к примеру, делали из хлеба разные фигурки в форме животных и птиц, которые назывались барта.

В праздник принято было ходить в гости и прыгать через костры, ведь у древних считалось, что огонь защищает людей от бед и несчастий. Этим традициям более трех тысяч лет. Они пришли в Дагестан из Ирана, до принятия ислама дагестанские народы были огнепоклонниками. Праздник начинался с особого обряда: молодая девушка выходила на площадь села с факелом и вручала его самому старшему из аксакалов».

Три пирога

21 марта Новый год праздновали и предки нынешних жителей Кабардино-Балкарии.

«У всех адыгских народов новый год праздновался в день солнцестояния, – поясняет Султан Шагумов. – По легенде, в этот день весна побеждает зиму. О приходе праздника сообщал глашатай. Он звал людей на улицу собраться до восхода солнца. В полночь, после удара барабана, горцы выходили из домов с факелами, аксакал (старейшина) вместе с девушкой спускались с гор с огнём, что означало приход тепла и света. Одна из женщин пела и грела на огне кусок животного жира, он капал в костёр и наполнял воздух своим ароматом. От этого же огня поджигали гигантский круг из сена, возле которого проходили танцы и игры».

Был также обряд, в котором участвовала самая старшая женщина села. Она разрезала три пирога«хьалджей», сложенные друг на друга, исполняя песню. После этого начинался пир на весь мир: люди собирались в домах и на улице, пили медовую брагу и жарили круглые лепёшки. Главным требованием праздничного стола было наличие на нём семи блюд.

На рассвете жители села поднимались на гору и молились на солнце, просили бога послать плодородный год.

Стрелять… по луне

А вот осетины новый год отмечали в ночь на 14 января. Назывался этот праздник Ногбон, что означает – новые дни.

«Ещё более древний праздник – Цыппус. Он выпадает на католическое рождество, но на самом деле не имеет к нему отношения – праздник древний, языческий, олицетворяет возрождение и продолжение жизни, – рассказывает Сослан Туккаев. – По традиции на дверь вешались колючки, по всему дому развешивали острые предметы, чтобы обезопаситься от нечисти. Не обходилось и без праздничной трапезы. Обязательно подавался шашлык, но главным на столе был пирог «аертхурон», который выпекался в форме солнца. В нём запекали монетку. Считалось, что кому она попадётся, тот был обеспечен материальными благами».

Во дворе разжигали костёр – огонь был символом духовного очищения и просветления. Он горел до утра и возле него устраивали хороводы с песнями и играми.

Любимым развлечением девушек было гадание. Мужчины после полуночи стреляли по луне, чтобы защитить её от злых духов.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах