Большинство из нас привычно воспринимают возраст старше 60 как период постепенного, но неизбежного угасания физических сил и других возможностей. Но многие исследователи считают, что те, кого мы называем стариками, в большинстве своём имеют вечно юное начало, но, к сожалению, иногда об этом забывают, да и окружающие их люди «помогают» им в этом. Хотелось бы вдохновить людей пенсионного возраста выводить на передний план это юное начало рассказом об удивительном человеке, нашем прославленном земляке, всемирно известном спортсмене и почётном гражданине города Ставрополя Василии Скакуне.
От любимого дела не устают
Этот 68-летний «пенсионер» не только заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный тренер СССР, чемпион мира по спортивной акробатике и основатель одной из лучших в мире школ по прыжкам на акробатической дорожке, но и руководитель Академии здорового образа жизни, в которой бесплатно занимаются около 700 человек, преимущественно пожилого возраста.
Без малого 10 лет Василий Александрович ведёт занятия йогой для всех желающих, причём абсолютно безвозмездно. Выработана своя методика, есть серьёзные результаты. Более 700 последователей Скакуна живут только в Ставрополе, а за уникальным опытом к нему люди едут буквально из всех уголков необъятной страны и даже из-за рубежа. Василий Скакун, уйдя из большого спорта, что называется, на себе испробовал практически все методы оздоровления. В его жизни были и закаливание с бегом босиком в 25-градусный мороз, и лечебное голодание, и раздельное питание, и постоянные физические нагрузки.
– С осознанием того, что в человеке всё же первичны дух и сознание, а тело становится лишь отражением внутренней сути, – вспоминает Василий Александрович, – я открыл для себя хатха-йогу, это было примерно десять лет назад. А уже через несколько лет общество «Знание» обратилось ко мне с просьбой организовать занятия для его членов. Так всё и началось.
За последние 18 лет Скакун, несмотря на немолодой возраст, ни разу не был в отпуске. Говорит, что от любимого дела не устают (а он еще продолжает и тренерскую деятельность), и что он чувствует ответственность за людей, которые приходят к нему. Многие, кто приезжает за опытом по хатха-йоге, поражаются тому, как этому, простому человеку удается собирать сотни последователей. А секрет кроется в его стремлении жить для людей, служить им, в его огромном сердце, вмещающем всех, в его сострадании к «чужим» невзгодам.
Государственное дело
Новички ошеломлены, когда впервые видят в зале 300-400 улыбающихся людей, дружно выполняющих упражнения из йоги, поющих позитивные песни, например, «Пусть всегда будет солнце».
Основное на занятиях Скакуна – это даже не работа над телом, а работа над самим собой, его цель – «вдохнуть» в занимающихся йогой заряд тепла, любви, доброжелательности, чтобы они улыбались не только в зале, но и распространяли свои улыбки по всему городу. Поэтому около половины времени Василий Александрович на своих занятиях отдаёт положительному настрою, прививанию людям доброжелательности по отношению друг к другу и к самому себе. Ученые установили, что, оказывается, для нашего организма не имеет значения, искусственные смех и улыбка или настоящие. В школе Скакуна есть женщина, которая вылечилась от рака... смехотерапией. Вначале она заставляла себя смеяться искусственно, но потом стала веселиться от хороших эмоций.
Когда заканчивается занятие, Василий Александрович стоит у выхода и благодарит каждого за то, что он пришёл, обнимая и пожимая руки, говоря что-нибудь доброе. При всех его регалиях и известности, он доступен и лишен какой бы то ни было гордыни, за что его все и любят.
– Последний период истории нашего государства как эра тотального индивидуализма себя не оправдал и не принёс нашему обществу тех положительных плодов, на которые многие рассчитывали, – считает Василий Скакун. – Будущее России – в объединении здоровых сил. Сил, которыми, на мой взгляд, являются общественные организации, собирающие людей по творческим и созидательным интересам, и, конечно же, оздоровительные движения. Именно поэтому я делаю всё, чтобы укреплять и расширять наше движение.