Поддержка бизнеса: ожидания и реальность?
Уже около года не теряет актуальности вопрос появления в нашей стране единого реестра субъектов малого и среднего бизнеса.
Таково было поручение президента Владимира Путина по итогам заседания Госсовета в апреле 2015-го. Срок, первоначально отведенный главой государства на создание такого реестра, истек минувшей осенью. Власти при реализации проекта столкнулись, как следует из официальных сообщений, с рядом технических проблем. Тем не менее, вопрос с повестки дня до сих пор не снят – предполагается, что реестр малого и среднего бизнеса все же заработает в этом году.
Правда, самим предпринимателем возлагать какие-то надежды и ожидать быстрого эффекта от нововведения пока вряд ли стоит. Как показывает практика, подобные проекты у нас долго «шлифуются» и адаптируются к жизненным реалиям. Это отнюдь не новая форма контроля. Власти рассчитывают, что реестр в конечном итоге станет одним из будущих инструментов госрегулирования отрасли, на основании которого в числе прочего малый и средний бизнес мог бы адресно получать обещанную ему господдержку, рассказывает постоянный эксперт нашей правовой рубрики Роман САВИЧЕВ. Возглавляемое им «Юридическое агентство «СРВ» по итогам прошлого года в рейтинге портала «Право.ru» вошло в число крупнейших региональных юридических компаний по ряду ключевых номинаций.
– Уже неоднократно повторялось: реальная картина, сколько у нас в стране предприятий и каково их состояние, отсутствует. Как ни печально, но все выкладки и аналитические заключения пока базируются лишь на примерных данных. Даже цифры Росстата, проводящего регулярно так называемые бизнес-переписи, отражают лишь условное положение дел, – рассуждает Р. Савичев. – Потому создание единого федерального реестра субъектов малого и среднего бизнеса решит для государства ряд проблем.
В частности, будет упрощен доступ этих фирм к госзакупкам и закупкам госкомпаний, к федеральным и региональным программам поддержки. Соответствующий статус должен автоматически избавлять некоторые предприятия от госконтроля, так как, напомню, у нас действует трехлетний мораторий на проверки «малышей». Кроме того, реестр можно будет отлично использовать для мониторинга и стимулирования развития бизнеса. Но все это реально лишь при одном условии: если он получится действительно «живым», то есть будет регулярно актуализироваться.
Думаю, что к этой теме мы еще неоднократно вернемся. Сейчас известна лишь информация общего плана. Реализация проекта поручена Федеральной налоговой службе совместно с Минэкономразвития РФ, она находится на стадии разработки соответствующей IT-инфраструктуры. На данном этапе решено, что реестр будет формироваться автоматически – на основе тех данных, которые поступают налоговикам при предоставлении предпринимателями налоговой отчетности. И о введении административных процедур, связанных с предоставлением дополнительных документов, пока не речи не идет.
Что касается, критериев отнесения к малому и среднему бизнесу, то вскоре они должны быть закреплены законодательно. Планируется, что к численности штата и выручке (сейчас это главные основания) должен добавиться ряд особых свойств конкретного вида бизнеса.
Любопытно, конечно, будут ли соблюдены все проанонсированные в прессе сроки. Якобы проверить, внесены ли сведения о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в единый реестр, можно будет через специальный сервис на официальном сайте ФНС, который будет доступен с 1 августа 2016 года. С этого же времени не нужно будет представлять документы, подтверждающие статус предприятий, при обращении за мерами поддержки в рамках государственных или муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства.
Вообще, если говорить о развитии этих сегментов бизнеса в нашей стране, то очевидно, что в последнее время власти этим очень сильно озадачились. Понятно, дефицит бюджетных средств вынуждает усиливать меры защиты предпринимателей – и в ней действительно нуждаются совсем небольшие фирмы.
Но выскажу свое личное мнение по поводу того, что многие возможности были упущены. Ведь, например, очень сложно сделать кредиты доступными в пору финансовой турбулентности или существенно снизить налоги, когда казна остро нуждается в дополнительных поступлениях. Что касается доступа к госзакупкам, то на деле проблемно соотнести нужды крупных корпораций с государственным участием и естественных монополий с ассортиментом товаров, поставки которых можно было бы переориентировать на «малышей». А институтам поддержки и финансирования трудно получить реальный эффект от вложений, когда есть проблемы вообще с пониманием того, каков на деле малый бизнес и в чем он реально нуждается.
Даже на Западе порой возникают трудности с разработкой мер поддержки малого и микробизнеса. Дело в том, что малый бизнес многочисленен и разнообразен – в каждой сфере разные приоритеты развития и проблемные точки. Если сфера услуг – те же торговые точки – мечтают об ослаблении административного давления и снижении числа проверок, то производственники думают в первую очередь о льготных займах и доступе к госзаказам. Как учесть многообразие этих интересов? Ответа на этот вопрос российские чиновники пока не нашли. Возвращаясь к поручениям президента, федеральные СМИ совсем недавно сообщили: рабочая группа по мониторингу выполнения поручений главы государства по итогам Госсовета по малому бизнесу сделала вывод о крайне низкой дисциплине. Из 21 пункта исполнено всего пять…
Не хочется, конечно, говорить о полной безнадежности ситуации. Высказывается много действительно дельных и нужных идей – главное, чтобы они системно претворялись в жизнь. Из сообщений прессы известно, что в апреле власти намерены рассмотреть очередной пакет законопроектов для упрощения жизни предпринимателей. Среди предложений – расширение участия малого бизнеса в закупках госкомпаний, упрощение возмещения НДС экспортерам, облегчение кадрового делопроизводства на микропредприятиях и реализуемая по отдельному поручению президента реформа контроля и надзора. Если говорить о последнем пункте, то, в частности, речь идет о применении риск-ориентированного подхода при проведении внеплановых проверок, применении так называемых проверочных листов с наиболее существенными требованиями к проверяемым, и о введении института предостережения.