В том, что дети не читают, виноваты не гаджеты, а взрослые. Именно они показывают дурной пример, листая соцсети, и не могут увлечь ребёнка книгой. Когда действительно интересно, школьники не срываются с мест даже после звонка с урока. Как находит общий язык с юными читателями кисловодская поэтесса Софья Хачатурова, она рассказала «АиФ-СК».
На второй день забыли
Марина Пархоменко, «АиФ-СК»: Софья Павловна, на ваш взгляд, почему дети потеряли интерес к чтению?
Софья Хачатурова: Прежде всего, потому что большой поток информации они получают через интернет. Дети очень много времени проводят с гаджетами. Кроме того, в школах скучная учебная программа. И у самих учителей утрачен интерес к своему предмету. Когда педагог любит свой предмет, он сам увлечён и увлекает за собой детей. Тогда у ребят глаза горят, и они готовы слушать всё, что угодно.
Если ребёнок видит родителей, которые целыми днями смотрят в монитор компьютера или экран телефона, а в ответ на его вопросы отправляют посмотреть мультик, то они сами отталкивают детей от чтения. Всё общество – семья, школа, библиотеки, радио, телевидение – должно участвовать в вовлечении детворы в чтение. Тогда будет толк.
– Как вы считаете, к каким последствиям приводит недостаток чтения?
– Интернет даёт поверхностные знания. Когда мы учились в школе и писали сочинение, то брали несколько томов книг, конспектировали и выбирали самое главное. И научились кратко излагать мысли по заданной теме. Это тренирует мозг, память, учит ориентироваться в большом потоке информации. А тестирование учеников и современная программа таких навыков не дают. Дети выучат стих, а через три дня его уже не помнят. Это говорит о том, что он не усвоил информацию. Ребятам необходимо тренировать память, мышление.
Из-за отсутствия интереса к книгам страдает и грамотность детей. Порой пишут SMS, в которых ничего не понятно. «ТикТок» чтению и грамотности не научит.
Загадки для уставших
– Вы часто общаетесь с детьми в школах и библиотеках. Что эти встречи дают вам, детям?
– Для младших учеников у меня одна программа, для старших классов – другая, в ней больше лирических стихотворений. Я вижу глаза ребят и никогда не соглашусь, что они потеряли интерес к литературе. Иногда читаю свои стихи, звенит звонок, но дети продолжают сидеть и слушать, пока я закончу. Если вижу, что они устали, переключаю внимание на загадки. Многое зависит от формы подачи материала.
Мы проводили встречи и с участием нескольких поэтов. Ученики не оставались пассивными слушателями, активно задавали нам вопросы: «Почему вы написали это стихотворение?», «Что повлияло на это?», «Что вы собираетесь еще написать?». На таких встречах идёт обмен информацией, и дети раскрываются, делятся, что тоже пишут стихи.
– На какой возраст рассчитаны ваши произведения для детей?
– Они от трёх лет до 6-7 класса. Для малышей есть пародия на «Муху-цокотуху», загадки. Для более взрослых ребят у меня есть поучительное стихотворение «Бумеранг», поэма-притча «О слепом мальчике».
Просто о сложном
– Какие цели и задачи должен ставить перед собой детский писатель?
– Задача литературы – воспитывать ребят, поэтому произведения для детей должны быть поучительными, жизненными. Если это поэзия, то стихи должны легко учиться. Если это сложный набор слов, то дети с трудом будут запоминать такой текст.
– Какой должна быть детская литература?
– В первую очередь, должна быть лёгкая подача любого материала. И чтобы произведение было увлекательным. Моя знакомая из Самары выпускает книги для детей с сюрпризом. После прочтения ребёнок получает подарок. И хочет читать ещё и ещё, узнавать что-то новое. Эти книги пользуются большим спросом.
Я за то, чтобы и материал школьной программы был лёгким, написанным простым языком. Мне как-то попала в руки физика, выпущенная в 1950-х годах. Это маленький учебник, написанный понятным языком. Нельзя загружать детей лишними словами, неудобоваримыми предложениями. Чем проще, тем лучше ребята будут усваивать материал. Детям не нужен научный язык, он уместен для вузов, для диссертаций.
Издать – накладно, продать – невозможно
– Сложно ли сейчас издать книгу? Нужна ли господдержка для развития детской литературы?
– Это большая проблема. Когда-то у нас был книжный магазин «Букинист», который принимал авторские книги на реализацию. Потом его закрыли. Сейчас у нас нет ни одного специализированного магазина, который мог бы продавать авторские книги. Как правило, писатель издает книгу за свой счет и сам же её как-то должен продавать. При этом ещё могут подойти из налоговой и сказать: «Вы книгу продали, заплатите налог». А какой налог, если издания продаются по цене ниже затрат на выпуск книги? Остаётся только книги просто подарить. Издать – накладно, продать – невозможно. Срубили ветку, на которой сидела современная литература. Думаю, что для решения проблемы необходима господдержка.
– Как вы относитесь к книжкам-картинкам, комиксам и другими форматам, где изображение преобладает над текстом?
– Изображение тоже должно быть поучительным, гармонировать с текстом. Одно должно дополнять другое. Бывает и наоборот – много пустого текста, который не совмещается с картинкой.
– Как вы посоветуете выбирать книги для детей?
– Нужно обращать внимание на то, чему она может научить ребенка. Даёт ли она знания, вызывает ли желание прочесть. Если дети извлекают из книги полезную информацию, то её стоит купить. И ещё важно после прочтения произведения ребёнком обязательно поговорить с ним и узнать, что ему понравилось, на что он обратил внимание. Дети должны анализировать полученную информацию. Важно помочь ребенку разобраться, если он что-то не понял. Тогда книга останется в памяти.
Из опубликованного
Бумеранг
Учила сына мать-ворона:
– Ты в жизни должен быть умней,
Не стоит честным быть и гордым,
Куда полезней быть хитрей.
Ты не делись ничем с друзьями,
Не раздавай бесцельно хлеб,
Приветливым кажись с врагами,
А просят денег – «Нет» в ответ.
И воронёнок, ставши взрослым,
Усвоив матери устав,
Ей не оставил хлебных крошек,
К рукам последнее прибрав.
Тогда лишь поняла Ворона,
К какому финишу пришла…
Посеешь жадность в душу сына –
Пожнёшь огрызки со стола.