Анастасии Шрамко всего 30 лет. Почти десять из них она преподаёт русский язык и литературу в ставропольском лицее № 14 им. Героя России В.В. Нургалиева. В 2021 году молодой учитель вошла в пятёрку призёров конкурса «Учитель года России».
Педагог успевает вести блог для тысяч учителей, входит в экспертный совет при комитете Госдумы по просвещению, растит стобалльников по ЕГЭ, а ещё учит любить литературу так, как любит её она. Как ей это удаётся, Анастасия рассказала «АиФ-СК».
Не все понимают классику
– Многочисленные исследования показывают, что дети перестали читать книги. Одним – скучно, другим не хватает терпения. Подросткам проще полистать посты и видео в соцсетях. Почему миры на страницах книг перестали интересовать школьников?
– Современных детей и подростков часто обвиняют в клиповом мышлении. Но это проблема людей всех возрастов, которые проводят время, просматривая короткие видео. Такой контент вызывает скачки гормона дофамина, а чтение уходит на второй план. «Залипающие» в соцсетях не способны читать не только книги, но даже короткие статьи.
Я в детстве брала книги от скуки. К тому же перед глазами был пример читающей мамы. Свободное время она проводила за книгой. Я видела модель поведения значимого для меня взрослого и переняла его привычку. Какая ситуация сейчас? Взрослые проводят время в гаджетах, при этом говорят ребёнку: «Читай!» Что видит ребёнок? Родителей с телефоном, а не книгой.
Моя выпускница, сдавшая ЕГЭ по литературе на 100 баллов, как-то поделилась – читать не любила, но родители настаивали. Папа выбирал для неё интересные книги с приключенческим или детективным сюжетом, а потом она втянулась. Я пришла к выводу, что чтение – привычка. Она либо закладывается мамами и папами, либо это результат систематической работы с детьми.
Чтобы заинтересовать своих учеников, на уроках иду через личностный результат. Стараюсь в произведении найти не только позицию автора, общественную проблему, но и то, что объединяет его с современностью. Так, «Демон» – пример любви манипулятивной, только требующей. Подросткам это близко и понятно. Но, оговаривая эту тему, мы в неё не углубляемся, потому что тогда потеряем ценность поэмы. Многие классические произведения показывают школьникам – вы не одиноки, авторы проживали те же эмоции, что и вы.
– Не мешает ли пресловутое клиповое мышление современным школьникам осваивать классику?
– Есть произведения, которые всегда даются школьникам нелегко: «Кому на Руси жить хорошо?» или «Обломов». Причина в том, что современные дети не разделяют ценности того периода. Что им Обломов? Что они могут увидеть общего с ним? Разве что лежать на диване и кричать: «Захар!».
Одни ребята понимают гоголевского Чичикова, восхищаются лирическими отступлениями в «Мёртвых душах», другие – нет. Зато «Капитанская дочка», «Преступление и наказание» и «Мастер и Маргарита» ребятам нравятся, потому что они написаны в форме сказки, детектива и фантастического романа. Всё зависит от уровня мотивации и личной вовлечённости.
Сложней всего школьникам работать с критическими статьями Добролюбова, Белинского, Мережковского. Но мы всё равно их читаем. Я говорю своим ученикам: «Нам нужно «продраться» через сложный текст, который можно сравнить с походом в спортзал, только здесь мы тренируем мозг».
Некоторые классические литературные произведения ребятам непонятны в силу недостаточного жизненного опыта. Но мы не можем их не коснуться, иначе кто-то из детей никогда о них не узнает. Одно из таких – «Война и мир». Это программное произведение, ему уделяется достаточно времени. «Тихий Дон», к примеру, обсуждаем обзорно. Глубина изучения всегда упирается в количество часов. При этом урок не должен стать лекцией, поскольку ребят нужно научить говорить, анализировать, интерпретировать текст. Если увеличить количество часов, для кого-то из детей уроки станут мукой. Не всем быть литераторами, поэтому на уроках стоит говорить прежде всего о культурном коде.
Литература – носитель исторических процессов. Наша задача не потерять то значение, которое несёт произведение в контексте нашей культуры. Все остальные вопросы можно оставить для книжного клуба.
Просят поговорить
– Раз к смартфону тянутся чаще, чем к книге, может, стоить слушать хотя бы аудиокниги?
– У всех нас есть ведущие каналы восприятия информации. Кто-то визуал, другой аудиал, третий кинестетик. Один мой ученик – очень непоседливый мальчишка, и чтение даётся ему нелегко. При этом на уроках литературы он замечательно работает. Всё потому, что ребёнок слушает аудиокниги.
Школьники могут слушать аудиокниги, пока идут к репетитору или возвращаются с кружков. Хотя, чтобы овладеть языковыми средствами выразительности, книги всё же лучше читать.
– Современные дети требуют особого подхода?
– Вспомните из «Мастера и Маргариты»: «Обыкновенные люди напоминают прежних, квартирный вопрос только испортил их». Вот и у нас: те же самые люди, только телефоны их испортили. Согласна с Воландом в контексте наших детей. Когда шла преподавать, все кругом твердили: подростки жестокие и с ними тяжело работать. Но я не поверила в это.
Подростки проходят этапы взросления, социализацию или влюблённость так же, как и поколение 1990-х годов. Читают они намного больше, потому что подписаны на десятки телеграм-каналов и разные соцсети. Вопрос в том, насколько качественные тексты они читают. Каждое предыдущее поколение считало, что последующее – оторви и выброси. Это не так.
Есть черта, которая мне очень нравится в современных детях. Чаще всего она становится причиной их разлада с учителями советского времени. Наши учителя говорили: «Иди и делай, потому что так надо». Сегодняшние школьники спрашивают, зачем это делать. Такое осмысление – полезный навык, который пригодится ребятам во взрослой жизни. Услышав этот вопрос, педагог может поступить по-разному: либо спокойно и аргументированно объяснит, либо скажет, что дети невоспитанные и спровоцирует конфликт.
Про восьмиклассников говорят, что это самый вредный возраст. Но когда они видят, что с ними готовы разговаривать и не требуют от них безусловного подчинения, проблем не возникает. Как-то я создавала анонимный опрос для учеников «Что бы вы сказали своим родителям?». Многие написали: говорите со мной не только о моих достижениях в школе, не называйте мои увлечения несерьёзными. С современными детьми однозначно нужно больше разговаривать.
Советы эксперта
Как приобщить подростка к чтению?
∎ Маленьким детям нужно читать вслух. Им важно слышать голос родителей, интонации и видеть модель их поведения. Чтение с дошкольниками и учениками начальных классов можно превратить в игру: попросить показать иллюстрацию или порассуждать.
∎ С учениками 6-8 классов стоит во всём советоваться и спрашивать их мнения. Это возрастная потребность. Чтобы выработать привычку читать, можно использовать чек-листы и отмечать в них наклейками прочитанные главы или книги. Но прежде стоит вместе обсудить систему поощрений и наказаний.
∎ Золотое правило родителя и учителя: пообещал поощрить – поощряй. Пообещал наказывать – наказывай. Если в вашей семье есть традиция читать по 20 страниц в день, то школьник следует ей, читает и пересказывает. Разовая акция к чтению не приобщит, работает только системный подход.
∎ Подросткам, которые много времени проводят в гаджетах, можно предложить поставить таймер на 15 минут и почитать. За это время они прочтут от 5 до 10 страниц в день. Стоит только начать, бросив себе вызов. Поклонники соцсетей могут сопроводить эту привычку публикацией фото и видео, где они читают.